- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Сергей Донской: к середине века морской лед в Арктике станет сезонным

1334891293 [1]

 

Россия стремительно возвращается в быстро меняющуюся Арктику, моря которой могут лишиться своего летнего ледяного панциря уже к середине века, а вечная мерзлота во многих местностях перестанет быть вечной. О том, как меняется климат «шапки мира», какие проекты Россия готовит для освоения севера, а какие для защиты хрупкой природы и ее обитателей, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Игорю Ермаченкову рассказал министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской

— Сергей Ефимович, в последнее время много говорится о возвращении России в Арктику. Как вы видите это возвращение?

— Для нас этот вопрос связан не только с добычей полезных ископаемых, но и с развитием наукоемких отраслей. В сложившихся экономических и внешнеполитических условиях мы видим свою задачу в том, чтобы создать комплекс эффективных инструментов, необходимых для реального развития заполярных территорий. Речь идет об организационных, административных и инфраструктурных стимулах, необходимых для того, чтобы проекты в Арктике развивались и были жизнеспособными. Работу в этом направлении обязательно нужно продолжать, несмотря на внешние условия, которые, как и полярная ночь, не будут длиться вечно.

Сейчас на законодательном уровне ведется активная работа, направленная на интенсификацию освоения Арктики, — как на создание привлекательных для бизнес-сообщества условий, так и мер по гарантированной защите природной среды от возможного негативного воздействия.

— В каких направлениях и с какими проектами мы будем туда возвращаться?

— Минерально-сырьевой потенциал российской Арктики имеет ряд конкурентных преимуществ по сравнению с другими арктическими территориями. Это и подтвержденный ресурсный потенциал, и такой уникальный инструмент, как Северный морской путь — самый короткий маршрут из Европы в Азию. Грузопоток на этой трассе растет год от года, но нужно понимать, что пока она все еще остается недостаточно востребованной для значимых транзитных перевозок. Но мы уверены, что с изучением и разработкой новых месторождений Северный морской путь получит сильный импульс для развития.

Несомненно, что реализация проектов освоения месторождений нефти и газа с использованием морской схемы транспортировки, в первую очередь проекта «Ямал СПГ», и развитие обеспечивающей инфраструктуры приведет к ожидаемому росту безопасности мореплавания и, как следствие, к востребованности арктических морских трасс для международной торговли. По оценке Минтранса ежегодный потенциал грузопотока по Севморпути может составлять до 65 миллионов тонн.

— Что делает Минприроды для осуществления этих планов?

— В качестве одного из последних примеров законотворческой работы могу привести проект постановления правительства, подготовленный этой осенью нашим министерством. Согласно этому документу, компании вместе с заявкой на получение права пользования недрами на континентальном шельфе России должны представлять четкие предложения по срокам и объемам работ по строительству морских судов и другой техники, необходимой для недропользования. По нашей оценке, этот законопроект должен придать серьезный импульс для развития отечественного судостроения. Планируется, что проект постановления будет принят до конца текущего года.

Чтобы глобальные арктические проекты стали реальностью, требуется изначально обеспечить системный подход в их реализации. Только соблюдение этого условия позволит быть во всеоружии перед лицом любых вызовов и любых санкций.

— Что конкретно сделано в деле освоения севера в 2015 году?

— Для эффективной охраны окружающей среды в российской Арктике и получения достоверной информации о состоянии и загрязнении ее окружающей среды Росгидромет разработал комплекс мероприятий по модернизации и развитию системы государственного мониторинга на 2016-2020 годы. За этот период планируется провести модернизацию системы гидрометеорологических наблюдений, спутниковых центров Росгидромета и государственной сети наблюдений за загрязнением воздуха в населенных пунктах российской Арктики, а также пунктов наблюдений за трансграничными загрязнениями.

Предложения по включению указанных мероприятий в новую редакцию госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года» направлены в Минэкономразвития. Стоимость этой программы составляет около 3,5 миллиарда рублей, а ее реализация позволит органам власти и населению получать надежную, своевременную и актуальную климатическую информацию.

— С какой скоростью происходит потепление в Арктике?

— Изменения температуры воздуха над областью морской Арктики характеризуются быстрым потеплением с конца 1990-х годов с абсолютным рекордом температуры летом 2012 года.

По данным второго оценочного доклада Росгидромета об изменениях климата и их последствиях для России, с середины 1970-х годов средняя температура приземного воздуха в России повышается со средней скоростью 0.43°С за десятилетие. Это более чем в два с половиной раза превышает скорость глобального потепления. Особенно значительные изменения климата наблюдаются в Арктике и субарктической зоне многолетней мерзлоты.

— В каких районах прежде всего отступит лед?

— Многолетние наблюдения и современные спутниковые данные о площади льда показывают, что летом площадь льда уменьшается как в сибирских арктических морях (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское моря и часть Чукотского моря до Берингова пролива), так и в Арктике в целом. С конца 1990-х годов этот процесс ускорился. С этого же времени зафиксировано повышение температуры воздуха в морской Арктике.

С 1980-х годов толщина морского льда в Арктическом бассейне уменьшилась в среднем более чем на 40%, главным образом из-за уменьшения количества многолетних льдов. По оценкам ученых, если потепление климата в Арктике будет продолжаться теми же темпами, что и сейчас, то к середине нашего века морской лед в Арктике может стать сезонным, то есть таким же, как и на поверхности неарктических морей.

— Изменение климата грозит отступлением вечной мерзлоты и разрушением инфраструктуры. Сколько домов и трубопроводов в арктической зоне РФ могут разрушиться?

— Суммарный экономический эффект от глобального изменения климата для России оценить чрезвычайно сложно ввиду большой протяженности. Однако в Арктике последствия разморозки могут быть самыми неожиданными. Природные объекты, объекты экономики и инфраструктуры различаются по характеру и степени их уязвимости к неблагоприятным последствиям изменений климата. Это особенно относится к изменениям в криосфере — оттаивание вечной мерзлоты нарушает устойчивость арктической инфраструктуры, может увеличивать вероятность опасных явлений, подобных воронкам газовых выбросов на полуострове Ямал. Из-за потепления резко возрастает вероятность аварийных ситуаций на нарушенных участках вечной мерзлоты и так далее.

Необходимо отметить, что точными данными о количестве и состоянии объектов инфраструктуры, уязвимых с точки зрения последствий таяния вечной мерзлоты, должны располагать собственники объектов и органы власти территорий, на которых расположены такие здания.

— Есть ли оценка, насколько может сократиться численность белых медведей в российской Арктике из-за отступления льда?

— Еще в 2008 году Международным союзом охраны природы белому медведю был присвоен индекс «уязвимый». Имеющиеся научные данные говорят о том, что виду угрожает риск исчезновения в дикой природе. По экспертным оценкам его численность за 45 лет может сократиться почти на 30%. В этой связи арктические страны начали разрабатывать национальные планы по сохранению белого медведя. В 2010 году Минприроды России первой из стран ареала белого медведя утвердило стратегию сохранения белого медведя и план действий по сохранению вида на период до 2020 года. Большое внимание в стратегии уделяется развитию сети особо охраняемых природных территорий.

— В последние годы полярникам было сложно отыскать подходящую прочную льдину для ежегодных научных экспедиций «Северный полюс». В этой связи зашла речь о создании ледостойкой платформы. Готов ли проект платформы?

— Действительно, глобальные процессы изменения климата, в том числе и постепенно уменьшающаяся толщина льда, привели к появлению объективных трудностей для организации станций «СП». В то же время такие проекты являются важнейшим фактором обеспечения российского присутствия в высокоширотной Арктике, закрепляющим приоритет России в области проведения комплексных исследований в высоких широтах.

В этой связи было принято решение о необходимости строительства ледостойкой самодвижущейся платформы для исследований в Арктике. Этот эволюционный шаг Минприроды активно поддерживает.

По проекту, который Минприроды готовит совместно с Росгидрометом, всесезонная научно-исследовательская платформа будет обладать высокой прочностью корпуса, автономностью по запасам топлива не менее двух-трех лет и сроком службы около 25 лет.

— Какова стоимость строительства и когда оно может начаться?

— Ориентировочная стоимость проектирования и строительства платформы составит почти 7 миллиардов рублей. Первым этапом должен стать независимый ценовой и технологический аудит проекта. Этим мы сейчас занимаемся совместно с Минстроем России. Хочу отметить, что, несмотря на сравнительно высокую стоимость, появление такой платформы позволит перевести изучение Арктики и Антарктики на качественно новый уровень и создать максимально благоприятные и безопасные условия работы для исследователей.

— Уборка бочек из-под горючего и металлолома в Арктике идет уже несколько лет. Какие районы уже удалось убрать, а какие еще предстоит?

— Ликвидация так называемого накопленного ущерба продолжается с 2011 года. Сегодня основные работы сосредоточены на островах Земля Александры, Гукера, Хейса, Гофмана и Греэм-Белл архипелага Земля Франца-Иосифа. За последние три года с арктических островов удалось собрать и вывезти более 35 тысяч тонн отходов.

Экологическая уборка проводится также и на острове Северный на Новой Земле (в бухте Поспелова и в заливе Наталии). К сегодняшнему дню оттуда уже вывезено свыше 6 тысяч тонн «забытых» хозяйственных отходов, оставшихся с прошлого периода освоения Арктики.

На ближайшее время запланировано проведение конкурса на реализацию пилотного проекта в Кольском заливе по уборке несанкционированных свалок судов. В итоге должна быть сформирована программа очистки акватории от затонувшего имущества и заброшенных металлоконструкций, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

— Очевидно, что хрупкая северная природа нуждается в большей защите. Какие природоохранные ограничения накладываются на добывающие компании в Арктике?

— Одним из важнейших направлений в области обеспечения экологической безопасности являются меры по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Законы «О континентальном шельфе РФ» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» содержат меры, направленные на предотвращение и ликвидацию нефтеразливов. Так, эксплуатирующая организация обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти, иметь для этого в наличии силы и средства, создавать систему наблюдений за состоянием морской среды, систему связи и оповещения о нефтеразливах, а также иметь финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных планом.

В случае если недропользователь не в состоянии самостоятельно устранить разлив нефти и нефтепродуктов, он обязан незамедлительно обратиться в Федеральное агентство морского и речного транспорта для привлечения дополнительных сил и средств.

— Готовит ли Минприроды дополнительные защитные меры для северной природы?

— На законодательном уровне остается недостаточно урегулированной ситуация с предупреждением и ликвидацией нефтеразливов на суше. Чтобы это исправить, в сентябре 2015 года Минприроды России внесло в правительство поправки в закон «Об охране окружающей среды». Для усиления ответственности недропользователей за нарушение требований экологической безопасности мы готовим изменения в Кодекс об административных правонарушениях. В поправках предлагается ввести административную ответственность за правонарушения, связанные с невыполнением требований, предусмотренных законодательством, по предупреждению и ликвидации разливов, непредставлением информации о фактах разливов, непредставлением сведений для установления обстоятельств правонарушений, невыполнением в установленный срок предписаний об устранении нарушений.

Кроме того, сейчас проходит согласование приказ Минприроды о методике расчета финансового обеспечения плана предупреждения и ликвидации разливов нефти, включая возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

/ria.ru/ [2]