Канада начинает большую игру в Арктике строительством порта на краю света
После того как канадское рыболовное судно «Сапути» столкнулось с айсбергом в начале этого года в проливе Дейвиса недалеко от Икалуита, вода стала заполнять его отсеки быстрее, чем ее могли откачивать насосы. ВМС Дании прибыли на помощь, когда вертолет канадской Береговой охраны еще был в пути, взлетев со своей базы в Гринвуде, провинция Новая Шотландия, расположенной примерно в 1300 милях от места происшествия.
220-футовому «Сапути» пришлось пройти около 500 миль в сопровождении датского боевого корабля к Нууку в Гренландии, борясь с затоплением на протяжении всего пути, поскольку поблизости не было доступных глубоководных портов.Это происшествие послужило свидетельством того, что у канадского правительства недостаточно сил и средств для обеспечения безопасности судоходства в своих теплеющих арктических водах. Тот факт, что датский корабль, находившийся в сотнях миль, пришел на выручку канадскому судну в канадских водах, заставляет задаться вопросом относительно возможности Канады обеспечивать свой суверенитет на Крайнем севере. Частично эту проблему можно решить за счет строительства инфраструктуры, и в этом отношении определенные планы находятся в процессе разработки.
Правительство Нунавута запускает строительство нового морского порта в высокоширотной Арктике. Это будет глубоководный порт в устье Северо-Западного прохода в Икалуите, отдаленной столице территории, расположенной на острове Баффинова Земля. Федеральное правительство выделило на создание порта 64 миллиона долларов, а в марте власти территории Нунавут утвердили выделение 5 миллионов долларов на запуск проекта с последующим выделением еще 16 миллионов долларов будущей осенью.
Для завершения проекта к 2020 году власти территории изучат проекты северных портов по всему миру и выберут лучший из них, которому не будут страшны 13-метровые приливы, крупные плавучие льдины и короткий строительный сезон.
Строительство порта — давнее обещание властей. Предыдущее федеральное правительство имело, но так и не выполнило планы по строительству семи портов по всей территории Нунавута. У Канады есть всего два северных глубоководных порта. Одним из них, расположенным в северной части острова Баффинова Земля и обслуживающим железный рудник, управляет частная компания, другой расположен в г. Чёрчилл в провинции Манитоба сильно южнее вышеупомянутого Северно-Западного прохода.
Проход, соединяющий Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый океаны, является опасным маршрутом, который в течение сотен лет рассматривался в качестве очень прибыльного и потому привлекательного морского пути, соединяющего Восточную Азию с Центральной Европой. Глобальное потепление превращает эту потенциально прибыльную мечту в проблематичную реальность. В прошлом месяце люксовый круизный оператор Crystal Cruises заявил о планах прохода своего судна с 1700 пассажирами на борту по этому маршруту этим летом в сопровождении сторожевого корабля, оснащенного оборудованием для удаления загрязнений нефтепродуктами, и вертолета.
За 2013 год, согласно правительственным данным, через канадскую Арктику было совершено около 350 морских переходов, и правительство ожидает, что к 2020 году эта цифра увеличится практически в два раза благодаря добыче природных ресурсов.
Этот проект также является важным сигналом для других стран, проявляющих интерес к Северу.
Между Канадой и США существуют разногласия по поводу статуса Северо-Западного прохода: Канада заявляет, что проход относится к ее внутренним водам, в то время как США считают, что он является международным проливом. Обе страны также расходятся во мнениях относительно своей морской границы в Западной Арктике. Кроме того, существует территориальный спор между Канадой и Данией относительно права владения небольшим островом Ганса.
Другие арктические страны пытаются пристыдить Канаду. «Самая ближайшая аналогия в отношении положения дел в Арктике в плане протяженности береговой линии — это Россия, у которой есть 16 глубоководных портов вдоль северной береговой линии. И по этим меркам Канада сильно отстает», — считает Майкл Байерс, специалист по делам Канады в мировой политике и международном праве в Университете Британской Колумбии, занимающийся вопросами Арктики.
Запланированный участок для нового порта находится рядом с большим аэропортом времен холодной войны и рассматривается в качестве ключевого элемента превращения Икалуита в стратегический центр с одновременным решением проблем безопасности, развитием экономики северных регионов страны, обеспечением защиты окружающей среды и возможности осуществления поисково-спасательных мероприятий. А с учетом более быстрого, чем ожидалось ранее, таяния арктических льдов и увеличения сезона судоходства по Северо-Западному проходу порт будет выступать в качестве новой северной базы для канадских военных, в то время как береговой охране придется реагировать на увеличение движения.
«На политическом уровне это показывает, что Канада серьезно относится к Арктике, — говорит Байерс о новом порте Канады. — Инфраструктура предназначается не для того, чтобы защищать наш суверенитет, потому что никто и так на него не покушается».
«При этом инвестиции в новые порты, ледоколы и поисково-спасательные воздушные суда могут помочь разрешить юридические разногласия относительно статуса Северо-Западного прохода, убедив США в том, что Канада стремится и способна защитить интересы безопасности обеих стран в этом регионе», — добавляет он.
И после разрешения этих разногласий Канаде необходимо будет обеспечить присутствие, чтобы защитить полученные результаты. «Вполне нормально, если юристы определят границы на карте, но в критический момент важно то, что вы делаете внутри этих границ. Бесполезно чертить границы и заявлять о своих правах, ничего при этом не делая. На мой взгляд, это не является формой реализации суверенитета», — считает доктор Роб Хьюберт, специалист по Арктике и доцент политологии в Университете Калгари.
Почти наверняка это будет иметь экономические, социальные и экологические последствия.
Большие круизные суда, такие как Crystal Serenity, могут начать остановиться в новом порту. Состоятельным пассажирами круизных компаний сейчас приходится карабкаться по скалам после выхода из шлюпок, доставляющих их на берег. По имеющимся сведениям, место на Crystal Serenity будет стоить от 21 855 до 120 000 долларов за пентхаус с балконом и верандой.
«Конечно, это будет стимулом для тех, кто хочет вести дела на Баффиновой Земле или поблизости», — говорит Байерс о новом порте.
«Это будет в интересах других сообществ и Икалуита», — говорит Джеймс Итулук, вице-президент компании Nunavut Tunngavik Inc., организации, которая отвечает за обязанности инуитов по Соглашению о разделе земли в Нунавуте. Согласно Итулуку, отсутствие морской точки доступа всегда было особой проблемой для местной рыбной промышленности. «Им приходится разгружаться и заправляться в Гренландии, потому что у нас нет порта в Нунавуте», — рассказывает Итулук. Он убежден, что порты необходимы и другим сообществам территории для улучшения качества жизни в Нунавуте в целом.
Оригинал статьи :/news.vice.com/