Северный плацдарм
30 ноября 2015 г., Вадим Пономарев, expert online
На северо-востоке полуострова Ямал создается самый крупный в Арктике индустриально-транспортный узел. Он станет опорой дальнейшего продвижения России в глубь арктических территорий и главной точкой выхода урало-сибирских регионов в Мировой океан
Масштабы российского проникновения в Арктику поражают. Несмотря на то что некоторые нефтегазодобытчики отложили освоение морских (шельфовых) месторождений углеводородов в этом макрорегионе, ни одна компания не снизила объемы инвестиций в объекты на территории континентальной части российской Арктики — на Ямале.
Добираться до Сабетты было тяжело и долго. Здесь нет ни железных, ни автомобильных дорог, поэтому первое время строителям крупнейшего в России арктического порта и завода по сжижению природного газа (СПГ) все грузы приходилось завозить морем в период короткой летней навигации или по зимнику, а самим добираться до места вертолетами. Однако дело того стоило. Поселок Сабетта построен на территории Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения, запасы которого составляют 926 млрд кубометров газа по международной классификации. Глубина моря в этом месте (после дноуглубительных работ) позволяет подходить к Сабетте и современным грузовым судам большого дедвейта, и уникальным танкерам-газовозам типа «Ямалмакс» грузовместимостью 172 тыс. кубометров, длиной 300 метров и шириной 50 метров, и атомным ледоколам. Наконец, Сабетта располагается практически посередине Северного морского пути — кратчайшего морского маршрута между Европой и Азией вдоль российского побережья Северного ледовитого океана. То есть любое судно, вышедшее из Сабетты, может доставить груз хоть в китайский Шанхай, хоть в испанский Виго, хоть в американский Норфолк.
Ямальский локомотив
Первый газовоз с ямальским СПГ должен отойти от терминала в порту Сабетта уже в 2017 году. Запуск «Ямала СПГ» в эксплуатацию до 2030 года принесет только региональному бюджету ЯНАО 425 млрд рублей в виде налоговых поступлений. На федеральном уровне эффект от этого проекта будет намного больше, поскольку уже сейчас в его реализации задействованы десятки отечественных предприятий. Уралмашзавод делает для проекта уникальные буровые установки «Арктика», Уральский трубный завод поставляет трубы, «Курганхимммаш» и «Корвет» — оборудование для самого завода, авиакомпании «Ямал» и «Ютэйр» возят вахтовиков. То есть строительство СПГ-завода и порта в Сабетте, как и другие ямальские индустриально-транспортные проекты, выступают локомотивом отечественной экономики.
В дальнейшем Сабетта станет главным драйвером возрождения Севморпути. Уже в прошлом году через этот порт было перевалено 2 млн тонн грузов. Это более половины всей загрузки Севморпути в 2014 году. А уже через пять лет продукция только двух новых ямальских индустриальных центров, Тамбейского и Новопортовского, увеличит загрузку СМП в шесть раз — до 25 млн тонн в год (с учетом ежегодной транспортировки 8,5 млн тонн нефти из Нового Порта).
Однако, по мнению Минтранса РФ, Сабетта способна перевалить втрое больше грузов — до 70 млн тонн в год. Но есть одно «но». «На полуостровах Ямал, Гыдан и в акватории Обской губы началось активное освоение крупнейших нефтяных и газовых месторождений с суммарным запасом газа более 20 триллионов кубометров, нефти и конденсата — более 3,5 миллиарда тонн. Однако степень развития транспортной инфраструктуры на территории автономного округа явно не соответствует масштабу реализуемых здесь экономических проектов», — отметил на недавнем совещании в Сабетте полпред президента России в Уральском федеральном округе Игорь Холманских.
Для того чтобы новый арктический индустриально-транспортный узел показал свою эффективность в масштабах России и всего мира, необходимо соединить Сабетту с единой сетью железных дорог страны. Для этого надо построить 200 км железной дороги между Бованенково и Сабеттой и 700 км железнодорожного пути между станциями Обская и Коротчаево (проект «Северный широтный ход»). И тогда по этому пути через Сабетту кратчайшим путем хлынут на мировые рынки десятки миллионов тонн российского зерна, металла и жидких углеводородов со всей Сибири и Урала. «Соединение Сабетты с железной дорогой, с Северным широтным ходом, откроет всей стране, всем компаниям ворота Севморпути в Мировой океан. И тогда наша страна, действительно получит возможность сделать мощный экономический рывок», — убежден губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.
За последние несколько лет ямальские власти сделали все от них зависящее, чтобы связать Сабетту с железной дорогой. Даже построили на деньги окружного бюджета (14 млрд рублей) один из двух стратегических мостов Северного широтного хода — через реку Надым. Но пришло время включиться в этот проект и федеральному бюджету, который взял на себя обязанность построить второй стратегический мост этой трассы — через Обь. И вот тогда совместными усилиями региональных властей, федерального центра, грузоперевозчиков и нефтегазовых компаний Сабетта действительно превратится в арктический центр мирового масштаба. Потому что организация только одного нового рабочего места в Арктике приводит к появлению 14 новых рабочих мест на Большой земле.