Добрались до Арктики: как Китай собирается освоить Северный морской путь
30 октября 2015 г., Георгий Макаренко, РБК
Китайский концерн морских грузоперевозок COSCO анонсировал планы по запуску маршрута поставок из Азии в Европу через Северный морской путь. Как сообщили изданию The Wall Street Journal в пресс-службе компании, COSCO «активно изучает возможность регулярных операций на северном маршруте», для чего корпорация планирует купить или построить соответствующие условиям ледокольно-транспортные судна.
Пока что COSCO обладает лишь одним подобным кораблем — универсальным грузовым судном «Юн Шэн». По данным Marine Traffic, этот сухогруз длиной 160 м и полной грузоподъемностью 19,2 тыс. т был построен в 2002 году и сейчас обслуживает южный маршрут между Китаем и Европой: через Сингапурский пролив и Суэцкий канал. Однако именно «Юн Шэн» в 2013 году и в октябре 2015 года совершил два пробных рейса по Севморпути. Успех обеих операций подтолкнул COSCO к планированию дальнейших поставок через Северный Ледовитый океан.
COSCO является одним из крупнейших операторов морских грузоперевозок в мире. По итогам 2014 года выручка всей группы компаний составила $27,5 млрд, что позволило COSCO занять 432-е место в общемировом списке Fortune 500. Флот COSCO состоит из 800 судов общей грузоподъемностью 56 млн т. За год корабли компании перевозят свыше 400 млн т разнообразных грузов.
В Пекине не впервые проявляют интерес к Северному морскому пути — в 2013 году Китай стал постоянным членом — наблюдателем Арктического совета, объединяющего восемь приполярных держав. А первые сообщения о том, что Китай готовится создать свой ледокольный флот, который может теоретически сопровождать торговые суда, относятся еще к 2010 году. Пока единственным китайским ледоколом является построенный в 1993 году в Херсоне «Сюэ Лун» («Снежный дракон») — в том же 2010 году он достиг Северного полюса. К 2016 году в Китае должен сойти со стапелей более совершенный ледокол.
Снежная шапка
Последние десятилетия температура в регионе Северного ледовитого океана повышается, в связи с чем площадь ледяного покрова в Арктике сокращается, свидетельствуют данные Национального центра данных по снегу и льду США (NSIDC). Максимального размера ледяной покров достигает к началу марта, когда во льдах находится весь океан площадью 15 млн кв. км.
Самый теплый период года в Арктике — середина сентября. Причем если в начале 1980-х годов площадь ледяного покрова в сентябре составляла в среднем 7 млн кв. км (45% поверхности океана), то с каждым десятилетием распространение торосов сокращалось, и в последние годы составляет 4–5 млн кв. км в самое теплое время года. Рекорд за все время наблюдений был поставлен 17 сентября 2012 года — всего 3,78 млн кв. км. В 2015 году минимум пришелся на период с 9 по 11 сентября — 4,41 млн кв. км ледяного покрова.
Стремительное таяние арктических льдов вызывает беспокойство ученых и экологов. В сентябре 2012 года активисты Greenpeace, наблюдающие за толщиной льда с борта ледокола Arctic Sunrise, прогнозировали, что при текущей тенденции Арктика будет полностью избавляться от льда в теплый сезон к 2030 году. По их мнению, это приведет к изменениям в распределении тепла и холода в Северном полушарии и в конечном итоге к экологическим катаклизмам.
Сокращение площади льдов летом и осенью теоретически делает Севморпуть более привлекательным для морских перевозок. Пока роль транзита через Арктику весьма незначительна: в 2013 году объем перевозок по этому маршруту достиг исторического максимума в 1,4 млн т. Всего за период навигации (с июля по ноябрь) по маршруту прошло 71 транспортное судно. Однако после аномального потепления в 2012 году транзитный поток, напротив, стал сокращаться. По данным Сергея Балмасова, руководителя Northern Sea Route Information Office (совместный проект норвежского Центра логистики Крайнего Севера и российского «Росатомфлота»), в 2013 году он составил около 1,3 млн т, в 2014 году — уже 270 тыс. т. В 2014 году число транзитных кораблей сократилось до 50 (в среднем по одному судну за три дня). За неполный сезон 2015 года транзитные перевозки составляют лишь около 100 тыс. т.
Пробный шар
The Wall Street Journal со ссылкой на анонимных аналитиков утверждает, что к 2021 году объем перевозок по северному маршруту вырастет десятикратно, до 15 млн т ежегодно. Правда, отмечает издание, это все равно будет несопоставимо с 900 млн т грузов, проходящих каждый год по южному маршруту — через Суэцкий канал. Но в теплое время года китайские сухогрузы могут достичь Европы через Арктику на две недели быстрее, чем через Суэцкий канал: около 35 дней вместо 48 дней.
Балмасов уточняет, что интерес могут представлять поставки энергоресурсов с разрабатываемых сейчас арктических месторождений — объем этих перевозок в ближайшие годы действительно может серьезно вырасти. «Если же говорить о транзите между Европой и Азией через Севморпуть, чем и планирует заниматься COSCO, то сейчас его интенсивность довольно слабая, а у рынка нет таких потребностей», — заявил он РБК.
Основные причины спада — экономическая и организационная нецелесообразность. «Перевозчикам в перспективе нужна круглогодичная доступность маршрута, — говорит Балмасов. — Кроме того, очень трудно выцепить судно из торговой цепочки на другом маршруте и перенаправить его на Севморпуть. В целом требуются большие инвестиции во флот, круглогодичная навигация и возможность обеспечить поставки без задержек». Таяние льдов открывает окно возможностей для перевозчиков, но для разворота грузовых потоков предпосылок пока недостаточно, считает эксперт. Планы COSCO являются лишь попыткой показать, что транзит через Севморпуть технически возможен.
COSCO может и не стать первопроходцем среди китайских морских перевозчиков в Арктике. На этой неделе компания отчиталась за третий квартал 2015 года — чистый убыток составил $270 млн против прибыли в $250 млн годом ранее. Как отмечает The South Chima Morning Post, причиной убытков стало замедление мировой торговли. В таких условиях развитие затратного сообщения через Арктику может оказаться под вопросом.
Наконец, 26 октября в СМИ появился протокол последнего заседания правления COSCO, на котором дисциплинарный инспектор Сюй Айшэн раскритиковал руководство концерна за коррупцию, кумовство и нарушение партийного устава. Financial Times в связи с этим не исключает возможных арестов.