Растущая значимость Арктического совета.

Торгово-промышленные ведомости, 1 июня 2013.

ArcConsil_x330_1В ближайшие десятилетия Арктика должна приобрести особую важность, так как изменение климата делает природные ресурсы и транспортные маршруты этого региона доступнее. Растущий интерес к региону отражает тот факт, что Арктический совет предоставил 15 мая на прошедшей в шведском городе Кируне встрече министров статус наблюдателей шести новым странам (Китаю, Индии, Италии, Японии, Южной Корее и Сингапуру).

Увеличив число наблюдателей, совет, укрепляющий сотрудничество между странами, у которых есть интересы в Арктике, вероятно, станет форумом для обсуждения арктических проблем. Однако это не означает, что он обязательно сможет стать основным центром принятия решений по вопросам, касающимся Арктики. Об этом пишет американское интернет-издание Stratfor.

Анализ.

Арктический совет был создан в 1996 г. восемью странами, обладающими территорией за Полярным кругом – Соединёнными Штатами, Канадой, Исландией, Данией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Россией. Его главной задачей изначально было служить межправительственным форумом (в котором также участвовали бы коренные народы Арктики) по укреплению сотрудничества, в первую очередь по ключевым экологическим вопросам и в области исследований. В дальнейшем в центре внимания Арктического совета оставались экологические проблемы, и значимой власти, которая позволяла бы принимать решения, у этого органа так и не появилось.

Однако на прошедшей в этом году встрече министров члены Совета подписали юридически обязывающее соглашение о координации усилий по реагированию на происшествия, вызывающие загрязнение моря. В 2011 г. было подписано аналогичное соглашение по поисково-спасательным операциям. Эти документы, как и заинтересованность стран по всему миру в получении статуса наблюдателей, подчеркивают растущую важность Арктического совета и Арктики как региона.

Экономическое значение Арктики.

Информация со спутников, собираемая с 1979 г., показывает, что и толщина льда в Арктике, и площадь морского льда значительно сократились. Особенно это относится к летним месяцам. По данным американского Национального центра данных по исследованию снега и льда, в сентябре 2012 г. площадь арктического льда (обычно достигающая в этом месяце минимума) составляла 3,61 млн кв. км, что почти на 49% меньше средней площади льда за период с 1979 по 2000 г. Таяние льдов облегчает добычу природных ресурсов на Крайнем Севере. По оценке геологической службы США от 2008 г., за Полярным кругом залегают 13% неразведанных мировых нефтяных запасов и 30% неразведанных запасов природного газа.

Кроме того, отступающие и истончающиеся льды открывают новые торговые пути. Как сообщается, в 2012 г. по Северному морскому пути, который пролегает вдоль северного побережья России, прошли 46 судов, везшие в общей сложности 1,3 млн т груза. Это намного больше, чем в 2011 г., в котором речь шла о 34 кораблях и примерно 820 тыс. т. Реагируя на растущее значение этого маршрута, Россия в марте создала Администрацию Северного морского пути, отвечающую за организацию судоходства.

Впрочем, выгоду из повысившейся доступности Крайнего Севера рассчитывают извлечь не только страны, расположенные вблизи Полярного круга. Европа крайне заинтересована в альтернативных морских маршрутах в Азию, которые позволили бы обходить множество «узких мест», таких как Суэцкий канал, и расширить доступ на растущие азиатские потребительские рынки. Китай также проявляет крайнюю заинтересованность в Арктике. Недаром он добился от скандинавских стран поддержки для своей заявки на статус наблюдателя в Арктическом совете. Для стран вроде Китая, у которых нет прямого доступа в Арктику, дипломатические связи и хорошие отношения с арктическими странами, а также участие в таких структурах, как совет, имеют особое значение, улучшая их шансы воспользоваться доступом к судоходным маршрутам и природным ресурсам. Хотя статус наблюдателя не оказывает прямого влияния на дела совета, участие в его заседаниях и исследованиях помогает этим странам быть в курсе того, что планируют основные арктические игроки. Кроме того, ради доступа к ресурсам они могут развивать отношения с отдельными членами Арктического совета (в этом смысле показательна заинтересованность Китая в Гренландии и Исландии).

Использование Северного морского пути вместо пути через Средиземное море и Суэцкий канал делает путь от Роттердама до Шанхая намного ближе – Северный морской путь примерно на 20% короче. Это обеспечивает значительную экономию топлива и затрат на экипажи. Однако, несмотря на таяние льдов, экономическую рентабельность арктического маршрута будут продолжать уменьшать трудности навигации, сезонные ограничения, высокая стоимость страховки и неразвитая инфраструктура.

Растущая важность Арктического совета.

Арктический совет – лишь одна из множества структур, которые занимаются региональным сотрудничеством в Арктике. В частности, межправительственное и внутрирегиональное сотрудничество по целому ряду вопросов также координируют Совет Баренцева/Евроарктического региона, Северный совет и Конференция парламентариев Арктического региона. Получение шестью новыми странами статуса наблюдателей в Арктическом совете указывает на то, что члены совета, в том числе изначально скептически относившиеся к идее его расширения Канада и Россия, хотят, расширяя его состав, придать ему больше значимости. В ближайшие годы страны совета, вероятно, будут обсуждать вопрос о том, должен ли он прекратить ограничиваться экологической проблематикой и стать форумом для решения вопросов, связанных с милитаризацией, природными ресурсами и торговыми путями.

Тем не менее, если площадкой для принципиального обсуждения вопросов, связанных с Арктикой, Арктический совет стать, вероятно, сможет, у него вряд ли получится координировать принятие решений на фоне роста числа заинтересованных в Арктике сторон. 10 мая американское правительство представило свою новую общую стратегию для Арктики. Оно почти не оглашало конкретной информации, однако известно, что более подробный план по осуществлению этой стратегии будет выработан в ближайшие месяцы. Это показывает, что национальные арктические стратегии до сих пор только формулируются, и страны пока думают, сколько ресурсов они готовы потратить на регион. По мере того, как арктические страны будут уточнять свои приоритеты, будут возникать разногласия, которые придётся разрешать, и на повестке дня начнут появляться вопросы, с которыми будет трудно разбираться организациям вроде Арктического совета.

/ТПП-Информ, http://tpp-inform.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru