Ни копейки на шельфовые месторождения.

Томас Нильсен, BarentsObserver, 2 апреля 2013 г.

В «ЛУКОЙЛе» считают, что разработка месторождений на арктическом шельфе сопряжена со слишком высоким риском и не будет в достаточной мере рентабельна. «Если бы меня попросили вложить деньги в разведку и освоение арктических месторождений, я бы и копейки не дал», – сказал вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун в интервью Financial Times.

L_Fedun_x220

«ЛУКОЙЛ» занимает второе место по объёмам добычи нефти в России в целом и первое – среди негосударственных компаний.

«ЛУКОЙЛ» идёт по стопам Shell, месяц назад заявившей о приостановке разведочного бурения у берегов Аляски в 2013 г. после всех прошлогодних проблем и аварий с буровыми платформами. Французская Total говорила о преждевременности освоения арктических месторождений ещё в прошлом году.

Остаётся гадать, означает ли заявление Леонида Федуна временное отступление с арктического шельфа, или же это хорошо продуманный стратегический маневр со стороны «ЛУКОЙЛа». В конце февраля BarentsObserver писал, что компания планирует заняться освоением месторождений в Хатангском заливе моря Лаптевых.

Осенью прошлого года, находясь с визитом в Осло, представители «ЛУКОЙЛа» рассказали, что объединяются с норвежскими партнёрами с целью участия в тендере на разработку нефтяных месторождений в норвежском секторе Баренцева моря. В 2011 г. «ЛУКОЙЛ» стал первой из российских компаний, получивших предварительную квалификацию для работы на норвежском шельфе.

«ЛУКОЙЛ» ранее заявлял о своём стремлении занять позиции на российском арктическом шельфе, но по действующему законодательству претендовать на шельфовые лицензии могут только государственные компании – то есть в данном случае «Роснефть» и «Газпром».

По словам Леонида Федуна, гораздо дешевле разрабатывать сухопутные месторождения в Сибири, чем бурить на арктическом шельфе: «Не нужно проводить трубы, воду, электричество, возить рабочих».

«Роснефть» финансово обеспечила потенциальные операции на арктическом шельфе, вступив в соглашения о долевом участии с иностранными партнёрами. Партнёром по северной части бывшей спорной зоны Баренцева моря является норвежский Statoil, по её южной части – Eni, по Карскому морю – ExxonMobil. На прошлой неделе был подписан российско-китайский договор, открывающий перед китайской CNPC возможность первичного изучения трёх участков арктического шельфа.

Год назад вышел доклад страховой компании Lloyd, призывающий нефтяные компании не ломиться в Арктику, а сделать то, что сейчас делает «ЛУКОЙЛ» и что сделала месяц назад Shell: взять тайм-аут и тщательно обдумать риски. «Мы ещё очень многого не знаем об этом регионе, поэтому заполнение этих пробелов, формирование базовых планов и разработка специальных технологий и методик являются принципиальной необходимостью», – сказал тогда в интервью BarentsObserver Чарльз Эммерсон, один из авторов доклада.

/BarentsObserver/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru