Константин Симонов: «Тревогу должны вызывать не частники на шельфе, а цифры нефтедобычи в стране»

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности
1004041915
Состояние национальной нефтедобычи давно уже вызывает осторожные опасения. Цифры показывают, что мы вышли на «полку» — добыча растет в пределах статистической погрешности.

По оценке минэнерго, добыча нефти на новых месторождениях со сроками ввода в эксплуатацию не более 5 лет находится на уровне 7%.

Это означает, что отрасль находится в зоне риска. Мы все обсуждаем падение нефтяных цен, не понимая, что еще большей бедой для бюджета может обернуться падение общего уровня добычи нефти в стране. Старые советские индустриальные площадки не могут вечно вытаскивать отрасль.

Все это не является государственной тайной, эксперты говорят об этом не первый год. Ответ также очевиден и даже банален: нужно заниматься активным вводом в строй новых месторождений, разрабатывать запасы, тем более что запасы-то как раз есть. Так что с целеполаганием все ясно. Главный вопрос — как же это сделать.

Одна из возможностей роста добычи в среднесрочной перспективе — это российский шельф. С 2008 года он является вотчиной государственных компаний. Таковы были требования нового законодательства. Главным аргументом тогда был следующий — важно было признать шельф стратегическим активом.

Однако сегодня обострились дискуссии на тему возможного допуска частных компаний на шельф. И логика в этом есть. Госкомпании имели солидное семилетнее преимущество, и за это время они уже получили наиболее лакомые куски шельфа. Но сегодня стоит задача переходить от распределения запасов к подготовке их к добыче.

А здесь дело обстоит не слишком весело. Поэтому и возникла здравая идея либерализации допуска к шельфу. При этом совершенно очевидно, что госкомпании останутся доминирующими игроками на шельфе. Никто на их особую роль не покушается. Однако политика государства должна быть более гибкой. Государству нужна добытая нефть, а не красивые презентации. Так почему бы не попробовать пустить частников на те участки, которые на самом деле долгое время не были интересны государственным игрокам?

При этом мы видим, что государственные компании все чаще обращаются за бюджетными резервами. Вот это уже тревожный сигнал. Получается, что финансировать новые проекты предлагается за счет бюджетных фондов, которые должны выполнять роль сохранения бюджетной стабильности в кризисные периоды. Это сомнительная идея.

Государство в нынешней ситуации должно исходить из умеренности в тратах. Собственно, оно это прекрасно понимает. Судя, скажем, по последним решениям: так, деньги из Фонда национального благосостояния не выделены на освоение Русского и Юрубчено-Тохомского месторождений. Все из-за экономики проектов, которые вызвали вопросы в ситуации относительно низких цен на нефть.

Но если есть частные компании, готовые сегодня рисковать не бюджетными, а своими деньгами, то почему государство должно искусственно сдерживать их амбиции? Для бюджета не так и важно, какая нефть добывается в стране — частная или государственная. Налоги-то платят с любой тонны нефти. Так что для государства главная задача — сделать все, чтобы общая добыча не ушла вниз.

У некоторых госкомпаний иная позиция. Так, «ЛУКОЙЛ» стал победителем конкурса на освоение сухопутной части Восточно-Таймырского участка в Красноярском крае.

Однако «Роснефть» тут же обратилась в суд. «Роснефть» сегодня не испытывает дефицита запасов. Наоборот, она не успевает вовлекать многие проекты в разработку.

К ее заявке было много вопросов и по прогнозной цене на нефть, и по предложенному дебиту скважин. Поэтому и возник вопрос: что является тут основной ценностью — сам актив или желание не дать его конкуренту? Не секрет, что весь Восточно-Таймырский участок включает транзитные воды и шельф моря Лаптевых. Если разработка будет успешной, логично передать «ЛУКОЙЛу» весь участок.

Вот это и вызывает панику. А ведь по-хорошему тревогу должны вызывать не частники на шельфе, а цифры нефтедобычи в стране. Пора бы уже исходить не из узкокорпоративных, а из общегосударственных интересов.

/http://www.rg.ru/2015/08/27/neft.html/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru