Архангельск: перспективы развития первого российского порта

In02-01-19-0005

Развитие Северного морского пути, реализация планов российского государства по освоению Арктики и масштабных энергетических проектов в арктической зоне обусловили задачу развития транспортной инфраструктуры, в частности инфраструктуры морских портов и мощностей по перевалке грузов. В этой связи значительно возрастает роль морских портов, расположенных вдоль арктического побережья. Порт Архангельск, ставший воротами в Арктику, не является исключением.

Порт обеспечивает транспортировку грузов снабжения для обустройства месторождений, строительства производственных мощностей по переработке углеводородов, портовых мощностей для их транспортировки. Прорабатываются проекты дальнейшего развития самого Архангельского порта, главным из которых стал проект создания глубоководного района за пределами действующего порта. Этот проект и ряд других инициатив в Архангельском порту реализуется под руководством АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск». Генеральный директор компании Сергей Кокин рассказал журналу «Морские порты» о новых проектах, реализуемых в порту Архангельск, и ходе их выполнения.

 «МП»: Сергей Викторович, расскажите, какую роль сыграл и продолжает играть порт Архангельск по обустройству и оборудованию таких арктических проектов, как «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и других. Насколько позволили географическое положение, климатические условия, мощности порта и его подходных путей взяться за такую работу?

– Стратегическая задача по увеличению грузооборота Северного морского пути до 80 млн тонн напрямую связана с перспективными проектами освоения Арктической зоны Российской Федерации.

Одним из самых значимых успешных арктических проектов настоящего времени по праву считается «Ямал СПГ», который оказал большое влияние на развитие промышленности и транспортной инфраструктуры Архангельской области и позволил региональным операторам терминалов получить опыт и модернизировать инфраструктуру под требования и условия крупного международного проекта.

Следующим шагом комплексного освоения месторождений Ямала является проект «Арктик СПГ-2». Есть все основания считать, что в этом проекте будет использована хорошо зарекомендовавшая себя в «Ямал СПГ» логистическая схема накопления, перевалки и морской транспортировки строительных материалов и оборудования через Архангельский транспортный узел.

Существующие причалы на Гыданском полуострове в районе месторождения не позволяют принимать морские суда, поэтому судоходные компании Архангельска будут осуществлять знакомую для них работу, связанную с морской транспортировкой грузов и выгрузкой на ледовый припай уже с марта этого года. В настоящее время идет подготовка к строительству глубоководных причалов в районе месторождения на Гыданском полуострове, но их возведение займет время, поэтому грузы для строительства порта на Гыдане, береговой инфраструктуры, технологических объектов обустройства месторождения, газосборных трубопроводов также пойдут через терминалы морского порта Архангельск.

Для морской части проекта «Арктик СПГ-2», которая включает в себя строительство платформ на железобетонном основании, Архангельская область предлагает использовать мощности крупных верфей Северодвинска по изготовлению и сборке технологических модулей. ОАО «ПО «Севмаш» и АО «ЦС «Звездочка» в рамках подписанного соглашения между ПАО «Новатэк» и АО «ОСК» проходят квалификационный отбор, планируется модернизация производственной инфраструктуры и совершенствование внутренних систем управления проектами.

Учитывая значительное количество свободных производственных площадок вблизи портовых территорий в Архангельске и хорошее транспортное сообщение по морю между Архангельском и Мурманском, имеется возможность разместить сборочные производства элементов и ярусов технологических и вспомогательных модулей верхних строений платформ для нужд проекта «Арктик СПГ-2».

Не стоит забывать, что морской порт Архангельск и сейчас является ключевым портом доставки каботажных грузов снабжения в направлении около 20 портов и портопунктов Арктической зоны. Архангельск сегодня занимает ведущие позиции в перевалке грузов в интересах Минобороны России (по данным правительства Архангельской области, от 76% до 100%), грузов в интересах Пограничного управления ФСБ России для строящихся объектов на арктических территориях, для учреждений Росгидромета (снабжение полярных станций) и Минприроды (снабжение Национального парка «Русская Арктика», арктических заповедников и заказников).

«МП»: В связи с чем появился проект создания в Архангельском порту производственно-логистического комплекса? На какую грузовую базу он рассчитан? Каковы планы стивидоров в отношении специализации грузопотоков и терминалов?

– Проект строительства производ-ственно-логистического комплекса «Архангельск» реализуется на условиях концессионного соглашения, заключенного между Минобороны России и специализированной проектной компанией ООО «ПЛК Архангельск», и предусматривает создание портового комплекса на территории порта Архангельск с прогнозным грузооборотом не менее 3 млн тонн грузов различной номенклатуры начиная с 2025 года.

Предусмотренный проектом доступ к подъездной железнодорожной и автомобильной инфраструктуре обусловит высокую конкурентоспособность создаваемых портовых мощностей, а в результате дноуглубительных работ осадка обрабатываемых судов составит 10,6 метра.

После реализации данного проекта в морском порту Архангельск будет две полноценные универсальные портовые площадки, которые работают практически с любым грузом и могут обрабатывать суда вместимостью до 30 тыс. тонн (в настоящее время такой единственной площадкой является терминал «Экономия» ОАО «Архангельский морской торговый порт»).

«МП»: Расскажите об основных параметрах проекта строительства глубоководного района морского порта Архангельск и о ходе его реализации. Какие возможности откроет данный проект для морского порта? На перевалку каких видов грузов будет в первую очередь ориентирован глубоководный район порта?

– Проект создания глубоководного района включает в себя строительство портового комплекса, состоящего из 6 терминалов (2 специализированных и 4 универсальных), подходной транспортной (железнодорожной и автомобильной) и инженерной инфраструктуры.

Глубоководный хаб будет построен в 52 км к северу от Архангельска в акватории Двинского залива Белого моря и будет способен обрабатывать крупнотоннажные суда с максимальной осадкой до 14,5 метра и дедвейтом до 100 тыс. тонн, что значительно превысит действующие технические параметры порта – 9,2 метра и до 30 тыс. тонн соответственно.

В октябре 2017 года Росморречфлотом согласована Декларация о намерениях инвестирования в строительство. В соответствии с документом проект планируется реализовать в два этапа: до 2023 года должны быть завершены проектирование, строительство и ввод объекта в эксплуатацию; с 2026 года будет расширена существующая инфраструктура, что обеспечит выход на проектную мощность уже к 2028 году.

Реализация данного проекта обеспечит возможность выхода морского порта Архангельск на рынки ведущих международных грузоперевозок, включая СМП, и, таким образом, позволит привлечь в порт новые виды грузов и увеличить объемы перевалки.

Ежегодный объем перевалки грузов в новом районе порта к 2035 году планируется на уровне 38 млн тонн. На текущий момент имеется подтверждение 45% грузовой базы ГР МПА 2025 года. Глубоководный район будет, прежде всего, ориентирован на перевалку массовых грузов – минудобрений и иных навалочных грузов, продуктов нефте– и газопереработки, других наливных грузов, погрузка которых потребует глубин, достаточных для захода крупнотоннажных судов.

Более 70% этого объема (27 млн тонн) составят грузы промышленных и производственных компаний регионов тяготения – Северо-Западного и Уральского ФО, которые сейчас активно наращивают объемы производства. Кроме того, это будут грузы, перенаправляемые с других транспортных площадок, а также нишевые грузы, требующие наличия специализированных перевалочных площадок.

Привлекательность глубоководного хаба для углеводородного сырья и продуктов его переработки из ЯНАО связана с расположением порта Архангельск, который является ближайшим морским портом, функционирующим круглый год, на пути в Европу. Отсутствие инфраструктурных ограничений для размещения перевалочных мощностей делает новый район перспективной площадкой для обработки специализированных и нишевых грузов.

Остальной объем грузооборота нового района порта составят грузы, предполагаемые для перевозки при реализации сопряженных инфраструктурных проектов железнодорожных магистралей «Белкомур» и «Северный широтный ход».

В настоящее время формируется комплект документов для включения проекта в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в соответствии с Методическими указаниями по мониторингу и внесению изменений в комплексный план и входящие в него федеральные проекты, утвержденными Правительственной комиссией по транспорту 29 января 2019 года.

«МП»: Несколько слов о роли АО «АТПУ «Архангельск» в развитии порта Архангельск. Какая деятельность ведется в этом ключе и каковы Ваши планы?

– АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АТПУ «Архангельск») создано по инициативе Правительства Архангельской области для управления продвижением и реализацией проектов развития Архангельского транспортного узла, направленных на повышение качества сервиса транспортных и смежных услуг и в конечном итоге на привлечение грузопотока в узел.

На основе разработанной АО «АТПУ «Архангельск» и предварительно утвержденной Стратегии развития Архангельского транспортного узла все проекты, прорабатываемые и реализуемые компанией, делятся на 2 больших блока – Brownfield (проекты развития действующей инфраструктуры) и Greenfield (перспективные проекты). Про проект создания глубоководного района порта сказано ранее.

К числу проектов развития действующей инфраструктуры, реализуемых непосредственно или при активном участии и координации АТПУ «Архангельск», относятся следующие проекты:

 проект возобновления фидерной контейнерной линии в порту Архангельск;

 проект создания терминала для нишевых грузов;

 проект организации тестовых отправок грузовых партий из порта Архангельск.

Проект возобновления фидерной контейнерной линии находится в стадии принятия финальных решений по запуску: определены ключевые грузоотправители, разработана финансовая модель проекта, ведутся коммерческие переговоры по согласованию тарифов с будущими пользователями сервиса.

По проектам создания терминала для нишевых грузов и организации тестовых отправок грузовых партий АО «АТПУ «Архангельск» ведутся обсуждения с заинтересованными и потенциальными участниками.

/morvesti.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru