Перед городом в Баренцрегионе вырисовывается перспектива стать арктическим хабом на китайском направлении

7 февраля 2018 г, Алте Стаалэсен, The Independet Barents Observer, Норвегия

kirkenes.railwaysign2-as

Новый морской порт с железнодорожным сообщением в перспективе мог бы обрабатывать десять процентов контейнерных поставок между Китаем и севером Европы, считают партнёры в Киркенесе.

Место для крупного логистического узла идеальное, считает Арве Таннвик, представляющий Киркенесский бизнес-парк, выпустивший новый доклад о местных инфраструктурных перспективах.

Кратчайший путь

Здесь обширные леса финской Лапландии встречаются с норвежским баренцевоморским побережьем, и здесь же северные страны граничат с российским Кольским полуостровом. Таннвик показывает на карту Северного морского пути, проходящего у российского арктического побережья, и приводит дистанции до Китая и стран Северо-Восточной Азии.

Северным маршрутом получается намного короче, чем через Суэцкий канал, что позволяет судам сэкономить время и топливо. В местной деловой палате считают, что Киркенес следует превратить в новый арктический логистический узел. И эта идея пользуется твёрдой поддержкой со стороны местных и региональных властей.

На государственном уровне интерес также растёт. Администрация дорог общественного пользования и береговая администрация уже ведут планирование нового морского порта в этом районе, а министерство транспорта соседней Финляндии изучает перспективы организации железнодорожного сообщения.

Арктические контейнерные перевозки

Как утверждается в новом докладе, через Киркенес можно было бы направить до десяти процентов существующего контейнерного потока между странами Северо-Восточной Азии и севера Европы. Новый морской порт мог бы обрабатывать 550.000 контейнеров в год, а железная дорога позволила бы отправлять на юг по десять составов в день.

К 2040 году новый порт на Баренцевом море мог бы принимать контейнеровозы длиной свыше 200 м и осуществлять перегрузку в составы длиной 750 м. В одном только Киркенесе появилось бы дополнительно 6000 рабочих мест, утверждатеся в докладе «Перспективы арктической железной дороги».

В результате маленький городок по контейнерному грузопотоку превзошёл бы шведский Гётеборг. Из Киркенеса железнодорожные составы по новой 550-км железной дороге шли бы в Рованиеми, откуда благодаря планируемому подводному тоннелю из Финляндии в Эстонию открывается целый спектр направлений на Балтике и севере Европы.

С китайскими партнёрами

«Такова перспективная картина», –подчёркивает Таннвик. Но он уверен, что такое может стать реальностью – если Киркенес и его партнёры сумеют убедить тех, от кого зависят необходимые решения.

В сфере развития местной инфраструктуры Таннвик работает с начала 1990-х, когда завершилась холодная война и стали развиваться отношения с соседней Мурманской областью. Тогда во главу угла ставилась трансграничная инфраструктурная связка с Россией. Сегодня предпочтение отдаётся Финляндии и конкретно Рованиеми. И Северо-Восточной Азии. Новый киркенесский доклад вышел в свет за несколько дней до того, как в  Китае опубликовали  документ об арктическом курсе страны.

И в киркенесском докладе, и в китайском документе говорится о создании «Арктического Шёлкового пути» для грузоперевозок и торговли. И в Киркенесе твёрдо уверены, что не подкачают. Мэр Китая Рюне Рафаэльсен недавно побывал в Харбине, где подписал договор о сотрудничестве с местными властями. Мэр прошёл по стопам ряда местных предпринимателей, судоходных компаний и туристических агентств, желающих испытать новые возможности арктического партнёрства.

Конкуренция с Тромсё

В новом Государственном транспортном плане Норвегии имеется пункт о планируемой железнодорожной линии между Рованиеми и Киркенесом. В сентябре министр транспорта Хетил Сулвик-Ульсен положительно отозвался о предложенном маршруте.

Но Киркенес не одинок в подобных устремлениях. В ряде других мест хотят ухватить свою долю пирога и выдвигают альтернативы линии Рованиеми-Киркенес. В их числе город Тромсё, где считают, что предпочтительнее было бы железнодорожное сообщение с финским Колари. Тромсё располагает более многочисленным населением и более сильной экономикой, чем Киркенес, подчеркнула недавно на конференции мэр города Кристин Рёйму.

Конкуренция между двумя городами обостряется. По словам Кеннета Столсетта, руководителя девелоперской компании «Sør-Varanger Utvikling», Киркенес может обеспечить наиболее скоростной доступ к крупным рынкам. И это, отметил он, будет дешевле – чтобы проложить железную дорогу в Тромсё, необходимо будет пройти множество тоннелей.

Всё сводится к политике

Но решения будут принимать не в Киркенесе и не в Тромсё, не в Рованиеми и не в Колари. В настоящее время слово за Хельсинки, где министр транспорта и связи Анне Бернер занимается подготовкой первого технико-экономического обоснования проекта. Документ, который будет представлен широкой публике в марте этого года, окажет большое влияние на дальнейшее развитие событий.

Финны нацелены приобрести ключевую роль в североевропейских логистических схемах, и Арктическая железная дорога с выходом к Балтике могла бы превратить Финляндию в важный узловой пункт.

Но инвестиции требуются гигантские, а неопределённостей достаточно много. К 2040 году новые логистические схемы и технологии могут в корне изменить базовые условия. А происходящие в настоящее время климатические сдвиги и таяние арктических льдов могут сместить баланс в пользу других игроков.

Кроме того, при принятии решений могут отдать приоритет политическим соображениям, а не коммерческому интересу.

…и геополитике

По словам Арве Таннвика, в новом киркенесском докладе сделан фокус на экономике и коммерческих аспектах. Вопросы геополитики и национального суверенитета, подчёркивает он, пока не затрагиваются.

Но здесь могут достаточно скоро произойти изменения. В конце концов, это большая политика. И Арктика.

 

/thebarentsobserver.com/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru