Крушение вертолёта может придать дополнительный вес российским аргументам в пользу своей спасательной базы на Шпицбергене

svalbard.vitus-bering2-lyr-00200bsmaller-bof-1

Всего через несколько часов после падения российского вертолёта неподалёку от Баренцбурга представитель Росрыболовства Анатолий Леонтьев заявил, что настало время России построить свою поисково-спасательную базу на архипелаге.

«Трагическая ситуация еще раз обострила вопрос о необходимости создания на Шпицбергене российской спасательной базы, присутствие российских спасателей там крайне необходимо, ведь там флот большой работает, Арктикуголь», – сказал, по информации ТАСС, начальник Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных работ Росрыболовства Анатолий Леонтьев.

«На Шпицбергене вообще нет российских спасателей, норвежцы категорически против, не согласовывают разворачивание этой спасбазы на архипелаге», – заявил он.

За несколько дней до этого министр иностранных дел России Сергей Лавров посвятил львиную долю своей пресс-конференции после заседания Совета Баренцева Евроарктичекого региона критике норвежской шпицбергенской политики.

Норвежцы, отметил он, препятствуют не только работе российской компании «Арктикуголь», но и развитию российской поисковой и туристической деятельности в этом регионе.

Предложение об установлении спасательной базы в преимущественно российском Баренцбурге – один из приоритетов Правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на Шпицбргене, возглавляемой вице-премьером Аркадием Дворковичем.

На заседании комиссии в апреле Минсельхозу совместно с Росрыболовством было поручено проработать вопросы создания постоянно действующей морской биологической станции ФГБНУ «ПИНРО» на Шпицбергене и создания базы ФГБУ «Северный экспедиционный отряд аварийно-спасательных работ».

В декабре 2016 года в Лонгйир пришло судно ледового класса «Мурманрыба». Находившиеся на его борту российские специалисты осмотрели территорию на предмет размещения базы спасательного флота.

Поддержка со стороны Москвы

Как считает писатель и эксперта по Шпицбергену Пер Арне Тотланд, крушение вертолёта не должно повлиять на российский запрос на устроение базы в этом районе.

«В ситуации с пропавшим вертолётом как раз норвежские спасатели провели очень эффективную работу, задействовали большие ресурсы и показали хорошую скоординированность в короткие сроки, так что критиковать их не за что. Кроме того, вряд ли позиция норвежских властей каким-либо образом изменится, и у них есть полное право на противодействие России», – сказал он в разговоре с Barents Observer’ом. – Шпицберген – это территория Норвегии, и именно её обязанность обеспечивать там безопасность и проводить спасательные работы».

Россия не впервые заявляет о своём желании заниматься на Шпицбергене спасательной деятельностью. То же самое произошло в 1989 году после столкновения советского корабля «Максим Горький» с айсбергом и в 1996 году после авиакатастрофы российского Ту-154, врезавшегося в гору Опера.

Операции по поиску и спасению на Шпицбергене находятся в ведении Объединённого координационного спасательного центра (JRCC) Северной Норвегии; кроме того, привлекаются ресурсы губернаторской администрации Шпицбергена.

Договор от 1920 года предоставляет Норвегии суверенитет над архипелагом, но подписавшие его страны имеют право заниматься там хозяйственной деятельностью. С 1930-х годов Россия ведет на архипелаге добычу угля, а сейчас строит и расширяет научные и туристические объекты.

Усиление российского присутствия

За последние несколько лет российские власти значительно укрепили своё присутствие на норвежском архипелаге.

В 2014 году российское правительство решило создать новый научный центр в Баренцбурге. Сегодня в научном центре, находящемся под управлением ААНИИ и Росгидромета, представлено 12 научно-исследовательских организаций и государственных агентств, сообщается на его сайте.

Серьёзный рост достигнут в сфере туризма. По информации генерального директора треста Арктикуголь Александра Вевелова, в 2016 году российские поселки на Шпицбергене посетило 27 тыс. туристов, в том числе 600 – из России. Штат центра арктического туризма «Грумант» составляет около 110 человек, но пока укомплектован не полностью, рассказал «Русскому вестнику Шпицбергена» руководитель компании Тимофей Рогожин. В 2016 году выручка от туризма превысила выручку от добычи угля.

Расширение экономической деятельности отражает демографическая статистика. Население Баренцбурга, согласно представленному недавно фискальному бюджетному документу по Шпицбергену, составляет на сегодня 573 человека, что на 100 человек (21%) больше, чем в 2016 году.

 

/thebarentsobserver.com/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru