Газовое масштабирование

public-uploaded-blocks-images-0b-e4-1d-0be41db53bf07e98720584e2d44834f2

С ростом объемов СПГ на глобальном газовом рынке возникают и новые направления его использования. В своем недавнем исследовании эксперты компании PwC рассмотрели малотоннажное производство сжиженного природного газа (МТПСПГ) как перспективный тренд. Сейчас это направление не привлекает большого внимания игроков рынка газа, но в обозримом будущем может превратиться в широко востребованный бизнес

Нишевый продукт

Сжиженный природный газ (СПГ) все сильнее определяет тренды мирового газового рынка. Основными тенденциями сейчас являются избыточное предложение и рост спотовой торговли этим продуктом. А ведь в перспективе планируется ввод в эксплуатацию новых крупных заводов по производству сжиженного газа, например российские «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ» НОВАТЭКа общей мощностью 35 млн тонн к 2025 году, а также ряд заводов в США.

 При таких масштабах малотоннажное производство сжиженного природного газа мало кто рассматривает как перспективный бизнес за исключением небольшого числа рыночных игроков. Хотя, согласно выводам исследования PwC «От малого к большому», перспективы у этого бизнеса неплохие, и обратить на него внимание стоило бы уже сейчас. Малотоннажные заводы по производству сжиженного газа обычно предназначены для обслуживания конкретных рынков, их мощность составляет менее 0,5 млн тонн в год (в отличие от такого крупного промышленного завода по производству СПГ, как в рамках проекта Горгон, экспортный потенциал которого составляет около 16 млн тонн в год). Эти заводы обеспечивают газоснабжение конечных пользователей в местах, куда не подведены газопроводы, или клиентов, которым требуется жидкое топливо. Основной плюс МТПСПГ именно в том, что он может использоваться в жидкой форме, в отличие от традиционного СПГ, требующего регазификации и последующей транспортировки по газопроводной сети.

Продукция МТПСПГ имеет три основных направления использования: в качестве судового топлива (бункеровка), топлива для большегрузного наземного транспорта и для производства электроэнергии в неэлектрифицированных районах. Но рынок малотоннажного СПГ относительно незрелый. Хотя несколько крупных газовых компаний уже работают на этом рынке. Среди них Shell, Engie, ENI, Gasum, «Газпром».

По предварительным расчетам, к 2030 году объем рынка МТПСПГ может вырасти примерно до 100 млн тонн в год. То, что рынок развивается, можно наблюдать на примере вышеупомянутых компаний. Так, Shell довольно активно входит в сегмент бункеровочных услуг в регионе Амстердам—Роттердам—Антверпен и в северной части Германии. В августе 2016 года Shell и правительство Гибралтара подписали договор на поставку СПГ. Французская компания по производству и распределению природного газа Engie намерена инвестировать $112 млн в МТПСПГ и инфраструктуру перевозок компримированного природного газа (КПГ) в Европе, и совсем недавно компания начала оказывать бункеровочные услуги, осуществляя заправку с судна на судно в бельгийском порту Зебрюгге. А финская компания Gasum расширяет свое присутствие в Северном регионе, инвестируя значительные средства в объекты перегрузки и хранения топлива в Швеции и Финляндии.

Российский «Газпром» в конце 2016 года утвердил программу развития на 2017-2019 годы, которая включает строительство газозаправочных станций, а также малотоннажное производство и использование СПГ в Европе и Китае. Компании из Юго-Восточной Азии, например индонезийская национальная нефтяная компания Pertamina, также инвестируют средства в объекты МТПСПГ.

Жидкие перспективы

Ситуация на мировом рынке добычи и переработки природного газа — низкие цены на сырье, избыток предложения, стремление к сокращению издержек — не помешает динамичному развитию МТПСПГ, более того, ему способствует ряд мощных факторов. Во-первых, в отличие от крупномасштабного, малотоннажное производство обеспечивает инвесторам более быструю и потенциально более привлекательную доходность в среднесрочной перспективе. Проверенная технология позволяет проектам МТПСПГ предоставлять услугу по принципу «подключай и работай» с более низкими инвестиционными потребностями и ускоренными графиками ввода в эксплуатацию, поэтому не возникает неясности с тем, когда проект будет реализован.

Во-вторых, в условиях малотоннажного производства есть возможность изменять мощность завода для удовлетворения растущего спроса при его краткосрочных колебаниях. В-третьих, именно благодаря своей гибкости МТПСПГ может стимулировать спрос в тех областях рынка, где раньше использование СПГ в качестве источника топлива было невозможно: для автономного энергоснабжения на островах и в отдаленной местности.

Ряд мировых компаний уже обратил внимание на рынок МТПСПГ, но пока его объемы невелики. Однако, по прогнозам Международного газового союза, рост спроса на СПГ в 2020 году может вырасти до 30 млн тонн. В Engie также ожидают увеличения спроса. К 2030 году он, как считают в компании, составит 75-95 млн тонн, распределившись следующим образом: использование в электроэнергетическом секторе — 26%, в качестве судового топлива — 32%, в качестве топлива наземного грузового транспорта — 42%.

В настоящее время наибольший рост МТПСПГ наблюдается в Китае, где правительство решает проблему загрязнения воздуха в крупных городах, а доступность газа и разница в цене с дизельным топливом делает МТПСПГ весьма перспективным бизнесом. Китай может похвастаться наибольшим количеством грузовых автомобилей, работающих на СПГ (более 200 тыс.), и останется доминирующим рынком еще как минимум в течение следующего десятилетия. Также в КНР под руководством China Clean Energy и ENN Energy Holdings быстрыми темпами создается заправочная инфраструктура: к 2025 году планируется построить около 3 тыс. заправочных станций КПГ/СПГ. Уже сейчас в Китае построено 19 бункеровочных понтонов для заправки СПГ, в следующие несколько лет предполагается построить еще 23.

США — следующий важный центр реализации проектов МТПСПГ. В транспортном секторе драйвером роста потребления является низкая цена благодаря обилию сланцевого газа. Более строгие нормы выбросов в атмосферу в морском судоходстве также способствуют использованию СПГ в качестве бункерного топлива для судов в США и Европе. Данная тенденция особенно заметна в скандинавском и балтийском регионах; первой страной, которая начала использовать СПГ в бункеровочном бизнесе, стала Норвегия. Помимо севера Европы растущая сеть терминалов по приему СПГ, обеспечивающих инфраструктуру МТПСПГ, сосредоточена в Испании, Греции и Турции.

Зоны роста

Малотоннажный СПГ может быть использован в первую очередь для бункеровки судов, которые потребляют большое количество топлива и следуют по регулярным маршрутам,— это грузовые и пассажирские суда, паромы и контейнерные суда, а также трансокеанские контейнерные суда, которые ходят в зонах эмиссионного контроля ЗЭК.

И в данном случае одним из драйверов развития этого сегмента МТПСПГ может стать нормативно-правовое регулирование в сфере использования судового топлива. И нормы будут ужесточаться. В 2015 году в соответствии с новыми нормами, установленными Международной морской организацией, предельно допустимое содержание серы было сокращено с 1% до 0,1% в ЗЭК, включая Балтийское море, Северное море и большую часть канадского и североамериканского побережья. В 2020 году эти нормы будут распространены на Средиземное море. В январе 2020 года новый предельный уровень глобальных выбросов сократит допустимое количество выбросов серы в регионах, которые не являются ЗЭК, с 35% до 0,5%. Эти ограничения подталкивают отрасль морского судоходства к реализации мер по борьбе с загрязнением окружающей среды, включая более широкое использование СПГ, который имеет гораздо более низкое содержание серы, чем дизельное топливо, используемое для бункеровки.

Ключевым аргументом в пользу использования СПГ в качестве топлива для наземного транспорта будет его экономическая эффективность. Готовность владельцев грузовых автомобилей перейти на СПГ в основном зависит от наличия и доступности заправочной инфраструктуры. В первую очередь СПГ будут использовать для заправки большегрузных и специализированных грузовиков транспортные компании, крупные логистические операторы, розничные и потребительские компании. То, что СПГ считается экологически чистым транспортным топливом, при горении которого выделяется меньше вредных веществ, может дать дополнительный стимул для его использования в целях бизнеса.

В сегменте автономного энергоснабжения решение перейти на СПГ с дизельного и нефтяного топлива, сжиженного нефтяного газа и нефтепродуктов в значительной степени может быть продиктовано более низкой ценой на альтернативные виды топлива. Перевод производства электроэнергии на СПГ обойдется дешевле, чем вложения в грузоперевозки и бункеровку, и для поддержания бизнеса не требуется крупной инфраструктуры.

Практичная минимизация

Потенциальных игроков рынка МТПСПГ при всей его перспективности ждут немалые трудности. Например, вначале для стимулирования спроса и простоты использования необходимы инвестиции в инфраструктуру, особенно в береговое хранение. Однако у игроков сектора не будет желания инвестировать, пока не возникнет спрос.

Кроме того, МТПСПГ должно быть конкурентоспособным и вытеснять другие виды топлива, в производство которых средства вкладывались десятилетиями. И изменить ситуацию будет непросто. Помехой также может стать неопределенность с нормативно-правовой базой и существование потенциальных проблем безопасности (особенно в бункеровочном секторе).

Участникам рынка МТПСПГ придется проявлять активность во всех сегментах отрасли: от поставок газа до транспортировки и распределения, включая прямые коммерческие отношения с конечными пользователями (там, где это имеет значение). От них потребуется не только сосредоточиться на основных видах деятельности, но и привлечь сторонние ресурсы для реализации мероприятий с низкой добавленной стоимостью, требующих местного присутствия и знания национальных норм в таких областях, как бункеровка, транспортировка товара конечному пользователю и поиск более мелких потенциальных пользователей автономного энергоснабжения. Помимо этого компании должны использовать свои ключевые компетенции в хеджировании сырьевого риска, чтобы снизить риск изменения цены для конечных пользователей на первоначальном этапе развития рынка.

«Интерес к направлению малотоннажного СПГ растет по разным причинам. В первую очередь это растущий спрос на СПГ в сегменте «мини»: бункеровка, заправка грузовиков и т. п. Сейчас он обеспечивается дроблением крупных грузов СПГ, но в условиях, когда нужны относительно небольшие объемы СПГ, сжижение и транспортировку можно сразу проводить на небольших мощностях»,— считает аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко.

Для России сектор мини-СПГ важен и по другой причине. «У нашей страны нет своей технологии крупнотоннажного сжижения, но есть технологии и производственная база для строительства малотоннажных заводов (до 50 тыс. тонн в год), от нее относительно просто перейти и к среднетоннажному сжижению на российской базе (в некоторых случаях с помощью локализации иностранного оборудования),— говорит аналитик.— Использование российской производственной базы сделает такие заводы независимыми от режима санкций, более конкурентоспособными (в связи в ослабевшим рублем), сохранит большую часть валютной выручки в России».

Зная о перспективности МТПСПГ, российские компании начинают инвестировать в мало- и среднетоннажное производство. Например, в Высоцке строится завод мощностью 0,66 млн тонн в год, летом 51% в проекте приобрел НОВАТЭК (проект реализуется компанией «Криогаз», принадлежащей Газпромбанку). В Ленинградской области строится проект «СПГ Горская» — три линии по 0,42 млн тонн в год каждая, проект ориентирован преимущественно на бункеровку. Кроме того, в конце июня стало известно, что «Газпром» планирует реанимировать проект «Владивосток СПГ», но сделает его уже не крупно-, а среднетоннажным. А на Восточном экономическом форуме в сентябре руководители «Газпрома» и японской компании Mitsui подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области мало- и среднетоннажного СПГ.

/www.kommersant.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru