Рост мирового парка электромобилей может привести к снижению цен на нефть и повлиять на реализацию арктических проектов.

Энергетический центр бизнес-школы СКОЛКОВО выпустил новое исследование «Электромобиль: “игрушка для богатых” или революция в потреблении нефти?». Авторы рассматривают различные сценарии развития рынка электромобилей и оценивают их влияние на потребление нефти автотранспортом. Рынок электромобилей может развиваться гораздо стремительнее, чем предполагают текущие консервативные оценки нефтяных и консалтинговых компаний. Как отмечают эксперты центра, подобные сценарии необоснованно игнорируются и правительством РФ при разработке энергетической стратегии. «Потенциальное отсутствие роста спроса на нефть может привести к серьёзному снижению цен, что может негативно повлиять на экономическую привлекательность высокозатратных проектов, таких как разработка арктического шельфа. Следует учитывать вероятность реализации такого сценария и связанную с ним необходимость развития производства газа и альтернативных источников энергии», – говорит директор Энергетического центра Григорий Выгон.

10993-5_x660

Эксперты считают, что текущее состояние развития рынка электромобилей («третья эра») с гораздо большей вероятностью может привести к замене автомобилей с ДВС электрическими машинами. Прежде не было такого разнообразия предлагаемых моделей, не существовало действительно технически интересных авто, отсутствовали государственное стимулирование и требования по выпуску «чистых» автомобилей, и не наблюдалось такой серьёзной обеспокоенности вопросами энергетической безопасности.

В таком случае воздействие на потребление нефти будет значительным. В рамках трёх сценариев, рассматриваемых Энергетическим центром, потребление нефти либо упадёт к 2035 г. до уровня 2012 г. (после небольшого роста до 2030 г.), либо начнёт падать значительно раньше:

  1. В сценарии «Электромобили» потребление нефти снижается с 87,4 млн барр./сут. в 2012 г. до 74,2 млн барр./сут в 2035 г. Данный сценарий предусматривает рост доли электромобилей в мировом объёме продаж новых автомобилей до 90% в 2025 г. и сохранение этой доли до 2035 г. В общем парке автомобилей количество электромобилей к 2035 г. достигнет 80%.
  2. В «Базовом» сценарии спрос упадёт до 82,7 млн барр./сут. Предполагается рост доли электромобилей в мировом объёме продаж новых автомобилей до 50% к 2031 г. и сохранение этой доли до 2035 г. В таком случае к 2035 г. в общем парке автомобилей количество электромобилей достигнет 40%.
  3. В сценарии «Гибриды» спрос до 2030 г. будет медленно расти до 90 млн барр./ сут. вместе с общим ростом автомобильного парка. Затем, к 2035 г., он упадёт к уровню 2012 г. Сценарий «Гибриды» построен на основе прогноза структуры продаж новых автомобилей, предложенном компанией BP. Суммарная доля полных и умеренных гибридов в продажах к 2035 г. достигнет 2/3 объёма продаж (67%), доля же электромобилей составит всего 6,4%. По такому сценарию к 2035 г. в общем парке автомобилей количество электромобилей будет всего лишь 4,7%.

Для расчёта сценариев также используется предположение о повышении энергоэффективности автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и о переходе половины грузового транспорта на газомоторное топливо.

Исследование также отвечает на вопрос о том, насколько вырастет потребление газа в случае реализации предложенных авторами сценариев. Предполагая, что все дополнительные мощности электрогенерации будут газовыми и учитывая дополнительное потребление газомоторного топлива грузовым транспортом, авторы оценивают рост потребления газа в 804-1122 млрд куб. м, в зависимости от сценария.

При этом в сценарии «Гибриды» (с учётом перехода на газомоторное топливо половины грузового транспорта) увеличение спроса на газ для производства компенсирующей электроэнергии и газомоторного топлива точно совпадает с выпадающим спросом на нефть (13,9 млн бнэ/сут.). В то же время, для сценариев с большей долей электромобилей требуются меньшие доли замещения объёмов нефти. Для «Базового» сценария газом требуется заместить порядка 90% нефти (16,8 млн бнэ/сут. или 972 млрд куб. м газа против 18,7 млн бнэ/сут. нефти), а для сценария «Электромобили» – приблизительно 70% (19,3 млн бнэ/сут. или 1122 млрд куб. м газа против 18,7 млн бнэ/сут. Нефти).

Bloomberg, ссылаясь на прогноз BMW, сообщает, что крупнейшим в мире рынком электромобилей к 2019 г. станет Китай. В стране активно строится инфраструктура для зарядки, а правительство реализует программу стимулирования использования электромобилей – для сокращения загрязняющих атмосферу выбросов. Причём КНР может стать мировым лидером и раньше, пятилетний срок – это самая далекая перспектива, отмечают в BMW.

Автопроизводитель налаживает партнёрство с китайскими энергокомпаниями, в рамках которого должен быть построен в том числе общедоступный пункт подзарядки электромобилей на территории World Expo. Всего планируется создать 46 подобных точек до конца этого года. Они позволят заряжать машины производства BMW и других компаний – кроме Tesla; американская компания создаст в КНР собственную сеть пунктов подзарядки. BMW планирует начать продажи моделей i3 в Китае в сентябре. Ранее другая немецкая автомобильная компания Volkswagen AG заявила о том, что планирует выпустить на китайский рынок свыше 15 моделей электромобилей к 2018 г.

/Энергетический центр бизнес-школы СКОЛКОВО/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru