- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Не только шельф

211 [1]

Акцент в освоении Арктики смещается на сухопутные проекты разработки природных ископаемых 

Согласно оценкам Минприроды, неразведанный потенциал углеводородов Арктической зоны составляет 91% на шельфе и 53% на суше. Если в материковой зоне российской Арктики было открыто 346 месторождений нефти и газа, то на арктическом шельфе — всего 19. Инвестиции российских нефтяных компаний в разведку и добычу на морских месторождениях в текущем году, по сравнению с 2015 г., сократились приблизительно на 4%, или на 3 млрд рублей: с 74 до 71,4 млрд рублей. Однако общий объем инвестиций компаний нефтегазового комплекса в геологоразведку в текущем году не снизился, а даже немного увеличится. Ведущие российские нефтегазовые компании стараются сохранить высокий уровень вложений в геологоразведку. По словам Сергея Донского, ни один из масштабных проектов в Арктике не был закрыт, несмотря на то, что из-за оптимизации бюджетов компаний стало меньше возможностей для их освоения.

Напомним, что в сентябре Минприроды РФ объявило мораторий на выдачу недропользователям лицензий на новые участки на шельфе в Арктике. Компании должны сфокусироваться на исполнении ранее взятых на себя обязательств. Отметим, что «Роснефть» и «Газпром», которым как госкомпаниям принадлежит эксклюзивное право на разработку шельфа в России, уже согласовали в Роснедрах перенос сроков геологоразведки и начала добычи на 31 участке на шельфе арктических, дальневосточных и южных морей. Как сообщил в ходе «Дней Арктики» глава Роснедр Евгений Киселев, в результате планы по добыче нефти в Арктической зоне могут снизиться почти на 30%. По итогам 2015 г., на российском шельфе компании добыли 18,8 млн т нефти, в том числе 16 млн т — на шельфе Охотского моря, преимущественно на проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2». На шельфе Арктики, на Приразломном месторождении (принадлежит «Газпром нефти»), было извлечено 800 тыс. т — пока доля арктических проектов в морской нефтедобыче в России мала.

arctic-days-moscowДальнейшие планы разработки арктического региона предполагают реализацию крупных инвестиционных проектов, также к числу стратегических приоритетов относится совершенствование транспортной инфраструктуры на Крайнем Севере. «В настоящее время наибольшее развитие получили проекты, реализуемые на побережье, использующие арктическую схему транспортировки. Наращивается отгрузка с Варандейского терминала, откуда отгружается нефть не только с соседних месторождений, но и сырье, транспортируемое из южных районов Тимано-Печоры. Растет добыча на Новопортовском месторождении, близится к завершению строительство завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК», на разных этапах находится создание новых производств: проведение поисково-оценочных работ на уголь на западе Таймырского полуострова и подготовка к освоению Павловского полиметаллического месторождения на Новой Земле. Новый центр нефтедобычи формируется в районе мыса Таналау», — рассказал министр. В 2017 г. в рамках проекта «Ямал СПГ» планируют отправить первый танкер с сжиженным газом, продолжат работу над шельфовыми проектами «Роснефть» и «Газпром», ЛУКОЙЛ начнет бурение на Восточно-Таймырском участке.

«Но Арктика — это не только освоение шельфа, о чем мы, как мантру, твердим на протяжении последних лет. Это колоссальная территория арктической суши. Здесь уже ведется реализация таких масштабных нефтегазовых проектов как «Ямал СПГ», Новый порт, Варандейский терминал, в рамках которых используется углеводородное сырье сухопутных месторождений. Общим для них является создание развитой транспортной системы, которая нужна не только на стадии вывоза продукции, но и в ходе обустройства месторождений и обеспечения деятельности на них», — отметил генеральный директор компании «ГЕКОН» Михаил Григорьев.

В ходе Деловой сессии прошло прямое включение с Варандейского терминала ЛУКОЙЛа в Печорском море. Самый северный в мире нефтеотгрузочный терминал используется компанией для вывоза на экспорт высококачественной нефти сухопутных месторождений Тимано-Печорской провинции, в том числе разрабатываемых СП «Башнефти» и ЛУКОЙЛа им. Требса и Титова. Экипаж терминала состоит из 11 человек, которые работают вахтовым методом. На Варандейском реализована технология нулевого сброса. С момента начала эксплуатации терминала не было зафиксировано происшествий и аварийных разливов. Согласно планам компании, до конца 2016 г. с терминала будет отгружено 8 млн т нефти, это в среднем примерно 10 танкеров в месяц. В январе ожидается юбилейные 50 млн т нефти, отгруженные за все время существования терминала.

По информации вице-президента ЛУКОЙЛа по геологоразведке Ильи Мандрика, в портфеле компании сейчас 53 проекта, реализуемых на арктических территориях. Это примерно десятая часть из более чем 500 российских и зарубежных проектов российской ВИНК. Тем не менее, более половины запасов газа компании расположены в Арктической зоне, а в целом более 30% ее запасов находятся в этом регионе. Важное направление освоения ресурсов Заполярья для ЛУКОЙЛа — разработка газовых и нефтегазконденсатных запасов Большехетской впадины. В октябре этого года компания запустила в эксплуатацию Пякяхинское месторождение в Ямало-Ненецком округе, с запасами более 250 млрд куб. м газа, 69 млн т нефти и 16 млн т конденсата.

Поскольку в России действуют ограничения на разработку шельфа частными компаниями, ЛУКОЙЛ участвует в арктических морских проектах в соседней Норвегии. Еще в 2011 г. компания получила квалификационный допуск для работы на норвежском континентальном шельфе в качестве оператора. Однако, по словам Ильи Мандрика, сейчас компания рассматривает возможность выхода из проекта Ornen в Баренцевом море по освоению лицензионного участка PL 708, на котором российская компания работает в партнерстве со шведской Lundin Norway, итальянской Edison, норвежской North Energy и британской Lime Petroleum. «Мы пробурили одну скважину всего. Вот там у нас результат получен, открытие небольшое, но положительной экономики не просматривается, и сейчас решается вопрос, продолжится ли этот проект», – рассказал вице-президент ЛУКОЙЛа. В 2016 г. в ходе 23-го раунда российская компания получила 20% долю на лицензионном участке PL 858, включающем семь блоков (7234/3, 6 и 7235/1, 2, 3, 4, 5) на своде Федынского (юго-восточная часть норвежского сектора Баренцева моря). Ресурсы этой геологической структуры, согласно прогнозам, могут превзойти запасы Штокмановского месторождения. Первые разведочные скважины здесь планируется пробурить в конце следующего или в начале 2018 г.

По мнению начальника управления техники и технологии разработки морских месторождений «Газпрома» Вадима Петренко, национальные интересы России заключаются в освоении ресурсной базы Арктической зоны: доля РФ по газу в арктических запасах может составлять до 70%, а по нефти — около 40%. На сегодняшний день «Газпром» владеет лицензиями на 32 морских участка. В ближайшие 10 лет основные объемы бурения компании будут сосредоточены в Карском море, главным образом, на новых участках, полученных в 2013-2014 годах. Из шельфовых проектов «Газпрома» в Арктике, по словам Петренко, в активной фазе находится освоение месторождений Обской и Тазовской губ. В частности, продолжается проектирование обустройства месторождения Каменомысское-море, ввод которого намечен на 2025 г. Планируется добывать здесь порядка 15,1 млрд куб. м газа в год. Что касается Приямальского шельфа Карского моря, в «Газпроме» ведутся концептуальные разработки: рассматривается более 20 вариантов обустройства месторождений кластера. Предполагается, что крупнейшие месторождения региона – Ленинградское и Крузенштернское – могут быть полностью освоены с помощью подводных добычных комплексов. По словам Петренко, главными проблемами освоения арктических месторождений являются подготовка кадров, обеспечение связи в Арктике, а также разработка технологий для увеличения бурового сезона для круглогодичного бурения в ледовых условиях. Как отметил представитель компании, «Газпром» заинтересован в расширении субъектного состава недропользователей на шельфе: речь идет, прежде всего, о дочерних предприятиях, которым переданы операторские функции.

Портфель «Газпрома» включает в себя проекты от геологоразведки до эксплуатации морских месторождений. Напомним, что в декабре 2013 г. добыта первая нефть на Приразломном месторождении, запуск которого дочерней «Газпром нефтью» положил начало созданию арктического центра добычи углеводородов. На сегодняшний день накопленная добыча на месторождении составляет 20 млн баррелей, на Приразломном уже отгружено 42 танкера. Запасы нефти Приразломного месторождения превышают 70 млн т, что позволяет достичь годового уровня добычи 4,8 млн т. По словам Алексея Фадеева, выступившего в ходе Деловой сессии представителя «Газпром нефть Сахалин», дочерней компании-оператора морских геологоразведочных проектов «Газпром нефти», на шельфе Печорского моря сформирован нефтедобывающий кластер. Сейчас перед компанией открывается возможность синергии при использовании единой сервисной структуры в случае совместного освоения Долгинского нефтяного месторождения и Северо-Западного лицензионного участка в Печорском море.

По словам заместителя председателя правления НОВАТЭК Дениса Храмова, проект «Ямал СПГ», реализуемый в сотрудничестве с рядом иностранных компаний (у российской компании — 50,1%, у Total и CNPC — по 20%, у Silk Road Fund — 9,9%), выполняется в соответствии с существующими графиком и бюджетом. Готовность строящегося завода по сжижению газа составляет 70%, первой линии – 85%. Напомним, что мощность завода составит 16,5 млн т сжиженного природного газа в год, проект реализуется на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. По словам Храмова, стратегически выгодное положение проекта позволит организовывать поставки газа в обоих направлениях. СПГ будет экспортироваться и на Запад, и на Восток, часть сжиженного газа не привязана к какому-либо региональному рынку и будет реализована на открытом рынке. Проект оценивается в 27 млрд долларов. По словам Дениса Храмова, все вопросы с финансированием «Ямал СПГ» «почти сняты».

По словам топ-менеджера, правительство разработало комплексную программу по разработке газовых запасов на Ямале и Гыдане. Ресурсный потенциал Обской и Тазовской губ составляет 20 трлн куб. м разведанных запасов, которые могут обеспечить поставки 70 млн т СПГ в год. Следующий проект НОВАТЭК — «Арктик СПГ-2» (с аналогичной мощностью — 16,5 млн т СПГ) — будет реализован на другой стороне Обской губы, на полуострове Гыдан. Предполагается ввести завод в строй в 2022-2025 годах. Газ для сжижения будет поступать с Салмановского (Утреннего) и Геофизического нефтегазоконденсатных месторождений. Запасы месторождений проекта по категории C1 и C2 компания оценивает в 1,2 трлн куб. м газа и 50,5 млн т жидких углеводородов. Капитальные затраты в строительство завода по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2» составят более 10 млрд долларов. Участием в финансировании «Арктик СПГ-2» уже заинтересовались японские банки, в частности Tokyo-Mitsubishi, Sumitomo Mitsui и Mizuho.

Трудности геологии

Арктические моря — стратегический резерв нефтегазовых ресурсов. По данным Минприроды, на 1 января 2016 г. запасы нефти на российском шельфе Арктики по категории ABC1+C2 составляют 585 млн т, газа — 10,4 трлн куб. м. За последние годы в арктическом регионе выполнены значительные объемы ГРР на нефть и газ. Тем не менее, это огромные по площади территории и показатель геологической изученности арктического шельфа РФ остается очень низким. Относительно хорошо изучены южные части Баренцева и Карского морей, но слабо исследованными остаются север этих акваторий, а также восточные арктические моря: Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское, здесь до сих не пробурено ни одной глубокой скважины.

Заместитель генерального директора «Росгеологии», генеральный директор мурманской «Севморнефтегеофизики» Сергей Сучков предложил в ходе Деловой сессии разработать государственную концепцию изучения и освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны. Согласно оценкам госкомпании, на долю арктических морей России приходится около 85% от общих суммарных ресурсов углеводородов шельфа. По его мнению, дальнейшее освоение ресурсов Арктики потребует проведения масштабных геологоразведочных работ, создания соответствующей инфраструктуры, овладения безопасными для окружающей среды технологиями бурения, переработки, хранения и доставки сырья. По мнению топ-менеджера «Росгеологии», рыночных механизмов при этом недостаточно. Речь идет о комплексном развитии макрорегиона и социально-ответственной политике, а не просто о разработке активов с целью получения прибыли, поэтому именно в Арктической зоне России государство обязано взять инициативу в свои руки, руководствуясь национальными интересами, утверждает Сучков. Среди главных задач: обновление инфраструктуры, вложение средств на основе государственно-частного партнерства, прежде всего, в геологоразведочные и инфраструктурные проекты. «Геологоразведка должна проводиться на современном уровне, с созданием соответствующей инфраструктуры. Необходимо привлекать самые передовые экологически безопасные технологии, в частности, по бурению на шельфе, в перспективе на больших глубинах, проведению морской геофизики, по сжижению и транспортировке газа, глубокой переработки добытых природных ресурсов», — отметил представитель «Росгеологии».

Важной задачей он назвал приоритет привлечения отечественных компаний с госучастием к геологоразведке в Арктике, создание льготных условий их доступа к портовой инфраструктуре, а также прямое участие государства в финансировании строительства новых судов сейсморазведки и морского бурения и в переоснащении имеющегося флота современным российским оборудованием. «Росгеология» попросила предусмотреть строительство научно-исследовательских судов геофизической разведки 3D и судов для буровых работ ледового класса, а также организовать мощности на отечественных судоверфях для ремонта и модернизации имеющихся судов этого профиля. Напомним, что с 2019 г. предполагается введение запрета на использование в России судов иностранной постройки. Кроме того, Сучков отметил необходимость в разработке комплексной программы бурения параметрических скважин на арктических островах, а также в Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия). Такая программа должна быть увязана с региональным сейсмопрофилированием. «Росгеология» считает перспективным ресурсный потенциал Лено-Тунгусской, Лено-Вилюйской и Енисей-Анабарской нефтегазоносных провинций.

По словам Елены Безденежных вице-президента — статс-секретаря, руководителя блока взаимодействия с органами власти и управления компании «Норильский никель», ГМК планирует инвестировать в геологоразведочные работы в 2017 г. порядка 2 млрд рублей. В этом году компания увеличила затраты на геологоразведку на 22% по сравнению с 2014 г., а всего за последние три года «Норникель» направил на эти цели порядка 4 млрд рублей. В целом инвестпрограмма компании предусматривает вложения на общую сумму 800 млрд рублей до 2020 г., из которых 300 млрд рублей приходится на экологические проекты.

«Норникель» является активным пользователем Северного морского пути и владеет собственными судами ледового класса типа «Арктический экспресс». Современный флот позволяет снижать нагрузку на окружающую среду и повышать эффективность бизнеса. Решение о развитии перевозок по СМП было принято «Норникелем» более 10 лет назад. В 2008-2016 гг. в модернизацию своих судов компания инвестировала 908 млн рублей. Еще 102 млн рублей «Норникель» планирует направить на эти цели в 2017-2020 гг. Безденежных считает, что использование Севморпути повышает конкурентоспособность компании. «Обладая этими судами, мы смогли стать лидерами в металлургической отрасли.  Собственная транспортная инфраструктура обеспечивает безопасность нашей компании», – отметила топ-менеджер.

По ее словам, «Норникель» готов совместно с государственными органами продолжить диалог о выработке мер поддержки компаний, работающих в Арктическом регионе, в том числе по созданию механизма «опорных зон», резиденты которых смогут применять льготные налоговые режимы и режим свободной таможенной зоны. Ключевые производственные подразделения Норильского никеля находятся в Арктической зоне: Заполярный филиал в Норильске и Кольская ГМК в Мурманской области. «Мы понимаем и несем ответственность за развитие этих регионов, где проживает более 100 тыс. человек, которые трудятся на наших предприятиях в Арктике», – утверждает Безденежных. Сейчас компания сфокусировалась на создании современного и экологического производства, стремится создать в регионах, где расположены ее активы, комфортные условия для проживания и работы. В августе 2016 г. компания закрыла Никелевый завод – одно из старейших предприятий на Таймыре, что позволило сократить вредные выбросы в атмосферу на 30%. «Мы высоко оцениваем потенциал комплексного освоения Арктической зоны Красноярского края, который может стать одной из точек опережающего экономического роста Восточной Сибири, основой развития инфраструктурной базы для освоения Северо-Арктического шельфа, а также поддержки эксплуатации и загрузки Северного морского пути», – сказала во время выступления на Деловой сессии Елена Безденежных.

Регионы и проекты

По мнению заместителя министра экономического развития Александра Цыбульского, важно, чтобы арктические проекты и регионы не конкурировали между собой. Напомним, что Минэкономразвития выступает интегратором системного развития Арктической зоны. «У каждой из компаний свой KPI, но системного понимания как будут взаимодействовать между собой несколько проектов, реализуемых в пределах одной арктической территории нет. Можно было бы оптимизировать определенные проекты за счет совместного использования инфраструктуры», — предлагает Цыбульский. Принцип взаимодействия будет заложен в ФЗ о развитии Арктической зоны, разрабатываемый в настоящее время. По его мнению, проектный подход в освоении Арктики позволит впервые в истории перейти от отраслевого к территориальном подходу в развитии экономики. Минэкономразвития предлагает на основе проектов сформировать «каркас» будущего социально-экономического развития Арктической зоны. Все очаги экономической активности – проекты по добыче природных ресурсов и развитию транспортных мощностей – станут «опорными зонами» развития.

11 проектов предложил включить в проект развития Архангельской «опорной зоны» губернатор области Игорь Орлов. Регион, который по праву называют «воротами в Арктику» уже стал одной из главных опорных баз нефтегазовых проектов, реализуемых в Баренцевом, Печорском, Карском морях. Строительство Сабетты было обеспечено через архангельский порт, а компания МРТС разместила в Архангельске мощнейшую базу поддержки арктических проектов, инвестировав значительные средства в ее создание. Среди планируемых проектов выделяется освоение Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле – проект, широко анонсированный участниками и представленный губернатором Архангельской области, к которой территориально относится арктический архипелаг. Запасы свинцово-цинковых руд на Павловском оцениваются в 46 млн т. Сейчас дочернее предприятие «Росатома» – «Первая горнорудная компания» – планирует выделить на создание самого северного в России горнорудного производства порядка 20 млрд рублей. Предполагается, что в начале 2018 г., после прохождения госэкспертизы, приступить к строительству производственных мощностей, а в начале 2020 г. получить первую продукцию – цинковый и свинцовый (с высоким содержанием серебра) концентрат.

 

/neftianka.ru/ [2]