- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Алексей Фадеев

A_Fadeev_x220 [1]Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН.

О формировании и развитии сервисной инфраструктуры при освоении морских углеводородных месторождений Крайнего Севера как необходимом элементе эффективного стратегического управления нефтегазовым комплексом России.

В современных условиях Арктика рассматривается многими государствами как стратегический регион в связи с колоссальными запасами углеводородных ресурсов и усилением роли факторов и условий, лежащих в основе политической и энергетической безопасности ведущих индустриально развитых стран мира. Промышленное освоение Арктики предполагает интенсивную эксплуатацию углеводородных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов, значительную перевалку грузов и, как следствие, развитие сервисных услуг для нужд нефтегазового комплекса, транспорта и соответствующей инфраструктуры.

Технологическая сложность реализации шельфовых проектов в Арктике определяет необходимость формирования и развития сервисной инфраструктуры как необходимого элемента обеспечения нефтегазового комплекса. Сервисный сектор является одним из наиболее наукоёмких элементов в структуре нефтегазового комплекса, создавая условия для повышения добавленной стоимости при разведке, освоении и добыче углеводородных ресурсов, способствуя росту квалификации персонала, снижает риски при реализации нефтегазовых проектов. Именно по этой причине формирование и развитие сервисной инфраструктуры при освоении шельфовых ресурсов Арктики выступает как важнейший элемент стратегического управления нефтегазовым комплексом в современных условиях.

Освоение на шельфе северных морейместорождений природных ресурсов, которые находятся на значительном удалении от берега, в уникальных по сложности условиях потребует привлечения огромных средств и новых технологических решений: сооружения добывающих комплексов, прокладки газопроводов по дну морей, создание береговой инфраструктуры, включающей объекты по переработке и сжижению газа.

Ряд специалистов ставят освоение современных шельфовых месторождений по сложности в один ряд с космосом, нанотехнологиями и электроникой – реализация будущих проектов на шельфе потребует от науки и промышленности разработки и производства большого количества сложных технических средств: от судов и буровых платформ до аппаратуры и приборов геофизического, навигационного и прочего назначения.

Основные технологические проблемы освоения шельфовых месторождений связаны со спецификой технологических условий на этапах обустройства и добычи. Наряду с этим большого внимания требует подготовка и транспортировка углеводородов, в том числе танкерные перевозки и доставка продукции по подводным трубопроводам. Весьма серьёзным обстоятельством при этом является фактор общей удалённости шельфовых месторождений региона от баз снабжения.

Arc-00005_x660 [2]

Реализация масштабных нефтегазовых проектов по освоению морских углеводородных ресурсов требует огромного количества поставок различного оборудования, металлоконструкций, строительных и лакокрасочных материалов, спецодежды, продуктов питания, проведения геологоразведочных, буровых, строительных, транспортных, научно-исследовательских, образовательных, информационных и других видов работ и услуг. Известно, что при освоении крупных нефтегазовых проектов в современных условиях до 80% работ приходится на долю поставщиков для нефтегазового комплекса. Реализация арктических проектов и связанное с этим создание эффективной сервисной инфраструктуры, нацеленной на безопаснуюразработку арктических месторождений, способна придать значительный инвестиционный и производственный импульс развитию не только региональной, но и всей российской промышленности.

Важно отметить, что работа в нефтегазовом комплексе является новым видом деятельности для большинства отечественных региональных предприятий. Несмотря на имеющийся высокий интеллектуальный и промышленный потенциал, российские предприятия нуждаются в значительном повышении уровня их компетенции в области международных требований к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг, системе охраны труда, защиты окружающей среды и т.д.

Поставщики для нефтегазовых проектов отбираются по результатам тендеров, в которых участвуют зарубежные компании, уже имеющие значительный опыт при выполнении подобных видов работ. Данное обстоятельство обусловливает значительные трудности конкурентной борьбы российских поставщиков с зарубежными фирмами без внешней помощи. Тем не менее, на начальном этапе реализации нефтегазовых проектов, региональные российские предприятия способны выполнять буровзрывные работы, дробление, перемещение скальных пород, намывку песка, строительство подъездных и внутриобъектовых автомобильных дорог, возведение причалов, проведение всех электромонтажных работ для временного энергоснабжения на период строительства, устройство сетей и коммуникаций под временные и постоянные здания и сооружения. Судоремонтные предприятия России способны выполнять сборку металлоконструкций, строительство плавпричалов, ремонт судов, занятых в работах по обустройству месторождений. Могут быть задействованы мощности региональных компаний при проведении изысканий, буровых работ, оказании транспортных услуг, в том числе судоходными компаниями. Весьма перспективным является использование для нужд проектов ледокольного флота,а также сервисных предприятий, обслуживающих сотрудников нефтегазового комплекса.

Факторы и условия, созданные на территории добывающего региона в процессе развития нефтегазового комплекса, в дальнейшем могут быть с успехом использованы при формировании новой структуры экономики региона. Сеть вспомогательных производств может быть переориентирована на обслуживание нефтегазодобычи в других регионах. Наличие нефтегазоперерабатывающих мощностей, как показывает практика, позволяет продолжить их функционирование за счёт поступления сырья из других добывающих регионов (в том числе из вновь осваиваемых районов). Накопленный в процессе освоения нефтегазового региона интеллектуальный потенциал (квалификация, знания и опыт работников) вполне может быть использован при создании в регионе новых высокотехнологичных производств и отраслей.

Одновременно создание в процессе освоения месторождений высокоразвитой инфраструктуры позволяет рассматривать реализацию возможностей по сквозной транспортировке различных грузов в качестве весьма значительного направления развития экономики региона на стадии завершающей добычи.

Начало освоения месторождений в Арктике и прокладка трубопроводов к побережью Мурманской области будут способствовать значительному социально-экономическому развитию и соседних регионов, в частности Архангельской области, которая является одним из судостроительных центров России. Несмотря на произошедшую диверсификацию производств на крупнейших предприятиях Архангельской области и их переориентацию на гражданские цели, организации сумели сохранить высокий профессионализм инженерно-технического персонала и умение работать с высокими технологиями. Являясь крупнейшим судостроительным центром России, транспортные предприятия Архангельской области получат возможность поставок в Мурманскую область грузов, которые будут необходимы для реализации нефтегазовых проектов.

В настоящее время слаборазвитая или местами полностью отсутствующая сервисная и транспортно-логистическая инфраструктура приводит к несоответствию значимости освоения природно-ресурсного потенциала Арктической зоны и шельфа арктических морей требованиям обеспечения национальной безопасности, снижению конкурентоспособности России, имеющей уникальные географические преимущества.

Пореформенный период российской экономики серьёзно повлиял на существующие инфраструктурные мощности арктических регионов. Арктической зоне необходима модернизация на основе новейших технологий. Продолжающаяся интенсивная эксплуатация инфраструктуры приарктических регионов без какой-либо её модернизации привела к значительному ухудшению её состояния. В настоящее время многие арктические острова и порты превращены в масштабные свалки мусора и отходов хозяйственной деятельности.

Развитие полноценной сервисной инфраструктуры нефтегазового комплекса и транспортной системы позволит не только преодолеть барьеры в использовании транзитного потенциала и повысить транспортную доступность населённых пунктов, но и во многом устранить инфраструктурные ограничения на рост добычи полезных ископаемых в Арктике.

Очевидно, что без создания дальних железнодорожных подходов развитие арктических портов имеет низкую перспективность. Кроме того, возрастает целесообразность установления скоростных маршрутов для кроссполярных сообщений, в том числе авиационных, поскольку именно такие проекты обеспечивают связь между Восточным и Западным полушариями Земли по кратчайшим маршрутам, а также строительства трансконтинентальной полимагистрали с тоннелем через Берингов пролив.

***

Сервисные услуги для нефтегазового комплекса в Арктике могут превратиться в крупнейший после нефтегазового сырья источник финансовых поступлений в бюджет. При грамотной стратегии участия в международных арктических проектах, Россия, позиционируя себя качестве лидера в освоении технологически сложных морских углеводородных месторождений, сможет получить крупный источник доходов, создав при этом высокотехнологичные производства на территории страны. Важно помнить, что создание сервисной инфраструктуры обладает мощными мультипликативными и комплексоформирующими эффектами.