- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Павел Кондуков: «Для Арктики необходимо новое законодательство».

P_Kondukov_2014_x220 [1]

Павел Кондуков, руководитель группы «Шельфовые проекты и СРП», «Пепеляев Групп».

Санкции и зависимость от импорта критичны для российской нефтегазовой промышленности. Наиболее актуальной темой последних месяцев являются санкции США, Евросоюза, Норвегии и ряда других стран в отношении российского ТЭК и, соответственно, необходимости сведения к минимуму их последствий для отрасли.

Зависимость нефтяников от импорта носит критический характер – доля импортного оборудования и технологий в целом достигает 80%, а по отдельным категориям – оборудование для шельфовых проектов или программное обеспечение – может превышать 90%. Несмотря на то, что в России более 200 предприятий – производителей нефтегазового оборудования, импортозамещение по большинству категорий станет возможным не ранее 2018-2020 гг.

В связи с этим необходимы альтернативные зарубежные поставщики и привлечение кредитных ресурсов из государств, которые не вводили санкции против России.

Минпромторг подготовил перечень таких стран. Это Китай, Южная Корея, Сингапур, Индия, страны Латинской Америки. При этом большинство возможных компаний-поставщиков из Китая.

Ещё одна важная проблема – недостаток инвестиций в НИОКР и фактический отказ от создания собственных базовых технологий добычи и переработки углеводородного сырья.

Я считаю, что в России должна быть разработана эффективная промышленная политика. Серьёзным препятствием является недостаточная информированность российских предприятий о планах развития нефтегазовых компаний, степени износа технологического оборудования, импорта конкретных видов оборудования, а также отсутствие заказов на соответствующие объёмы поставок. Минпромторг, в частности, предлагает проводить технический аудит оборудования на предмет его замены и затем разработать программу ускоренного обновления оборудования.

Говоря о программах, хочу отметить необходимость разработать и принять государственную программу по созданию технологий, необходимых для освоения шельфа, начиная от геологоразведки и заканчивая эксплуатацией месторождений, а также разработать судостроительную программу. Все программы нужно разрабатывать совместно с заказчиками и российскими подрядчиками, что обеспечит определённые гарантии российским предприятиям по реализации произведенного оборудования.

Помимо сбалансированной промышленной политики необходимы также дополнительные меры государственной поддержки и устойчивая налоговая политика.

Что касается мер господдержки, то некоторые из них могут быть реализованы в рамках существующих законодательных механизмов, предусмотренных соответствующими постановлениями Правительства РФ. Дополнительные меры поддержки могут быть предоставлены за счёт распространения на арктические проекты новых законодательных условий, предусмотренных для территорий опережающего развития, или путём принятия специального закона, закрепляющего соответствующие условия для проектов в Арктической зоне РФ.

С целью стимулирования освоения шельфовых арктических проектов важно создать необходимую законодательную базу. В этом направлении важно, например, установить вычет затрат на геологоразведку повышающим коэффициентом из базы по налогу на прибыль или НДПИ, снизить или обнулить таможенные платежи на ввоз оборудования для создания береговых сооружений, ввести льготу по налогу на имущество в отношении объектов, используемых или создаваемых в рамках береговой инфраструктуры шельфовых проектов. Нуждается в пересмотре в целом вся система налогообложения углеводородного сырья и переход от обложения объемов добываемых углеводородов на взимание налога с финансового результата. Целесообразно либерализовать доступ к месторождениям арктического шельфа за счёт дочерних обществ или СП с иностранными партнёрами («Роснефти» и «Газпрома»), а также рассмотреть вопрос о предоставлении такого права ЛУКОЙЛу. Кроме того, нужно разрешить целый ряд других законодательных проблем и пробелов, которые существенно тормозят развитие шельфовых проектов в Арктике. Только при комплексном и эффективном подходе к решению обозначенных задач Россия может удержать свои позиции на мировом рынке энергоресурсов.