- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Успехи Китая в Арктике – взгляд из Америки

xue_long_icebreaker [1]

Американское издание The Diplomat, специализирующееся на описании и анализе событий, происходящих в Азиатско-Тихоокеанском регионе, опубликовало статью, освещающую арктические успехи Китая в последнее время.

Авторы отмечают, что самым значительным событием этого года является выпуск в июне политического документа под названием «Перспективы морского сотрудничества в рамках инициативы по поясу и пути» Национальной комиссии Китая по развитию и реформе и Государственной администрации по океанам. Этот документ направлен на «синхронизацию планов развития и содействие совместным действиям между странами вдоль морского шелкового пути XXI века».

В документе описываются «три морских маршрута, реализуемых в рамках инициативы «Пояс и путь», включая маршрут через Северный Ледовитый океан, наряду с глобальными торговыми маршрутами через Суэцкий канал и Тихий океан. Арктический регион становится новым глобальным торговым маршрутом, морские и наземные перевозки на севере становятся реальностью. Экономическое развитие в Арктике ускоряется, и участие Китая становится важным фактором для многих значимых проектов в регионе.

Взаимодействие Китая с партнерами из Арктики демонстрирует глобальное значение региона. В этом апреле, после встречи с президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом, в Мар-а-Лаго, президент Китая Си Цзинпин, посетил на обратном пути в Китай Аляску и обсудил темы, связанные с Арктикой, с губернатором Аляски Биллом Уолкером, включая возможности Аляски по сжиженному природному газу и вопросы торговли.

Китай стал крупнейшим торговым партнером Аляски, а товарооборот между северным Штатом и Китаем в 2016 году составил около 1,2 млрд. долларов США., в том числе по морепродуктам, полезным ископаемым, нефти и другим продуктам. (Для сравнения в этом году Россия надеется достигнуть с Китаем товарооборота в 90 млрд. долларов, а это товарооборот одного, не самого экономически развитого штата Америки)

Ранее, по пути в Соединенные Штаты, Си Цзинпин совершил официальный визит в Финляндию, которая в этом году возглавила Арктический Совет на двухлетний период, прежде чем передать бразды правления в Исландию в 2019 году. Арктические вопросы и экономическое сотрудничество, включая инициативы по поясу и пути, были обсуждены в ходе визита. Дальнейшие обсуждения вопросов Арктики и участия стран Северной Европы в инициативе «Пояс и путь» последовали во время визитов премьер-министров Норвегии и Дании в Китай, а также во время визитов на уровне министров в Исландию и других страны Северной Европы.

На международном Форуме по поясу и пути в Пекине, в мае этого года, министр транспорта Финляндии Энн Бернер был одним из немногих участников представляющих министров Северных стран, а проекты инфраструктуры Северной Европы, такие как Арктический коридор, имеют очевидную синергию с инициативой «Пояс и дорога». Вице-премьер Китая Ван Ян также подчеркнул усиление роли Китая в Арктике на 4-м Международном арктическом форуме в России, в Архангельске, в марте этого года.

Дискуссия проходит и на экспертном уровне, в конце мая, Китайско-Североарктический исследовательский центр (CNARC) провел свой 5-й ежегодный симпозиум по сотрудничеству между КНР и Северным Арктическим сообществом в портовом городе Далянь. Ключевой темой являлось обсуждение инициативы пояса и пути. В форуме участвовали ведущие политики, представители промышленности и ученые.

Кроме того, в рамках круглого стола CNARC состоялся экономический круглый стол по арктическим судоходным и портовым городам. Среди докладчиков симпозиума были Линь Шаньцин, вице-администратор Государственной администрации по океанам, бывший президент Исландии (1996−2016 годы), Олафур Рагнар Гримссон, который проведет 5-ю Ассамблею Полярного круга в Рейкьявике 13−15 октября, где также будет обсуждена Инициатива по поясу и пути в Арктике. Участие Китая в арктических проектах обсуждалось на 7-м китайско-скандинавском (Think Tank) круглом столе в Осло в начале сентября.

Кроме того, Совет министров Северных стран и министерство иностранных дел Китая отметили прогресс во взаимных отношениях в совместном пресс-релизе в мае этого года. Одним из пяти основных направлений инициативы «Пояс и путь» является координация в области политики, и недавние примеры показывают, что Китай начинает руководствоваться этими положениями.

Появляются первые результаты арктической политики Китая. В этом году проходит 8-я Китайская национальная арктическая исследовательская экспедиция (CHINARE8) на ледоколе Xuelong (Snow Dragon), и судно завершило экспедицию, пройдя по арктическому кругу, по Центральному арктическому маршруту и по северо-западному проходу в районе Канады.

Начало арктическим переходам судам под китайским флагом было положено в 2012 году, когда Xuelong прошел по Северному морскому пути через Северный Ледовитый океан в Исландию. Xuelong стал первым китайским судном прошедшим по всем трем арктическим морским путям. Китайские компании начинают следовать за ним — китайская COSCO Shipping зарекомендовавшая себя как ведущая китайская арктическая судоходная компания на Северном морском пути, в этом году проведет рекордные шесть судов через Северный морской путь.

Северный морской путь также отметился рекордным плаванием танкера, принадлежащего «Совкомфлоту» «Кристоф де Маржери» на жидком носителе природного газа, который прошел морской путь через шесть с половиной дней без помощи ледокола из Норвегии в Южную Корею (так в тексте — на самом деле 6,5 суток танкер прошел от мыса Желания на архипелаге Новая Земля до мыса Дежнёва на Чукотке, а весь маршрут от Норвегии до Кореи за 19 суток.

В Арктике Китай инвестирует в порты, так недавно китайская группа компаний подписала соглашение о намерениях по развитию порта Архангельска. В прошлом году китайские инвестиции в зарубежные порты достигли 20 миллиардов долларов, возможно в ближайшем будущем инвестиции пойдут и в другие порты Арктики.

Существует определенная обеспокоенность в связи с усилением участия Китая в арктических вопросах, что было отражено в докладе Центра по анализу и разрешению морских перевозок (CNA), опубликованном в прошлом месяце под названием «Неконфликтные прямые иностранные инвестиции: новый вызов безопасности в Арктике». Однако большинство экспертов позитивно оценивают увеличение экономического и научного участия Китая в Арктике.

Для Арктического региона было бы большим стимулом, если бы заинтересованные стороны, в том числе Соединенные Штаты, сыграли бы значительную роль в арктических инвестициях. Между местными арктическими странами и международными партнерами создаются взаимовыгодные проекты, основанные на таких инициативах, как Арктический инвестиционный протокол и работа Арктического экономического совета. Создание синергизма должно быть целью, а не попытками сдержать тех, кто руководствуется стимулами создания ценности в сотрудничестве с местными заинтересованными сторонами в Арктике. Инвестиционный потенциал в Арктике в ближайшие 15 лет должен быть достаточным для широкого круга международных инвесторов, которые начинают проекты на перспективном развивающемся рынке.

/regnum.ru/ [2]