Российские проекты СПГ в Арктике.

Barentsobserver_Logo_x660

Barentsobserver в течение последней недели посвятил целую серию публикаций российским проектам по производству сжиженного природного газа в Арктике.

В материале «Крупнейший арктический проект Китая» журналисты отмечают успех российско-китайской встречи в верхах, в рамках которой подписано в общей сложности 46 двусторонних соглашений, в том числе два по проекту «Ямал СПГ». Российская газодобывающая компания «НОВАТЭК» подписала соглашения по проекту «Ямал СПГ» с крупнейшей нефтяной компанией Китая CNPC и Банком развития Китая. Китайская государственная нефтяная компания берёт на себя ключевую роль в реализации арктического газового проекта, обязуясь покупать ежегодно 3 млн т ямальского СПГ. В настоящее время китайской компании принадлежит 20% доля в этом российском проекте в Арктике.

«НОВАТЭК» также подписал меморандум о финансировании «Ямал СПГ» с Банком развития Китая, согласно которому, «стороны приложат усилия для открытия проектного финансирования в четвёртом квартале этого года на максимально выгодных условиях». Банк выступит координатором взаимодействия с китайскими финансовыми институтами и сделает всё возможное для привлечения финансирования со стороны банков КНР в течение пятнадцати лет. Благодаря этим инвестициям в «Ямал СПГ» китайские деловые круги приобретают прочные позиции в российской Арктике.

Barentsobserver отмечает, что соглашения по ямальскому проекту подписаны на фоне ухудшения отношений между Москвой и странами ЕС. Европейские банки не желают участвовать в финансировании проекта «Ямал СПГ» в условиях кризиса на Украине. В то же время Россия гарантирует Китаю предоставление наилучших условий использования Севморпути, по которому планируется вывозить в АТР продукцию «Ямал СПГ».

Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Дзиньпин подписали совместное заявление о новом этапе отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия между двумя странами. Согласно этому документу, сотрудничество в широком спектре областей, в том числе в финансовой сфере, торговле, энергетике и транспорте будет расширяться. Россия будет улучшать условия для транзита китайских грузов через сеть российских железных дорог, порты Дальнего Востока, а также по Северному морскому пути, сообщает Barentsobserver.

В интервью китайским СМИ перед приездом Путин назвал Китай «надёжным другом России» и сказал, что две страны вышли на новый уровень двусторонних связей. «Не будет преувеличением, если я скажу, что сотрудничество между нашими странами находится на наивысшем за всю историю уровне», – сказал российский лидер. Однако, как следует из 90 заявок на использование СМП в этом сезоне, поступивших на сегодняшний день в администрацию Северного морского пути, ни одно из зарегистрированных судов не пройдёт по нему под китайским флагом. В прошлом году китайские суда по Севморпути не проходили. Пять судов под другими флагами проследовали в китайские порты или из них. Первым китайским судном на Севморпути стал ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон»), прошедший в 2012 г. по Севморпути в Баренцево море, а обратный путь из Исландии в Берингов пролив проделавший напрямую через Северный полюс.

«Ямал СПГ» посвящён ещё один материал – «Французы держат марку на Ямале» – на сайте Barentsobserver. Французские компании расширяют работы на Ямале вопреки нарастанию напряжённости между Востоком и Западом, отмечает издание. Ведущая машиностроительная компания Франции Technip сообщила о новом крупном контракте, связанном со строительством завода по производству сжиженного природного газа на Ямале. Во втором-третьем квартале этого года контракт обеспечит Technip поступление заказов примерно на 4,5 млрд евро. Общая стоимость проекта «Ямал СПГ» составляет, по оценкам, 27 млрд долларов. При выходе на полную мощность, запланированном на 2017 г., СПГ-завод будет производить 16 млн т СПГ в год.

Не осталась без внимания Barentsobserver и сделка «Роснефти» с «Аллтеком», нацеленная на форсирование реализации проекта «Печора СПГ». «Роснефти» в СП будет принадлежать 50% плюс 1 акция. «Аллтек» давно добивался вхождения в проект «Печора СПГ» сильной государственной компании. Союз с госкомпанией необходим «Аллтеку» в силу монопольной позиции госкомпаний в экспорте сжиженного природного газа. В декабре 2013 г. вступил в силу закон о либерализации экспорта газа, предоставивший право экспорта «Газпрому», «Роснефти» и «НОВАТЭК» (последней в рамках проекта «Ямал СПГ»).

Российская нефтяная компания собирается построить на берегу Печорского моря завод по производству сжиженного природного газа, на который будет поступать газ с сухопутных и шельфовых месторождений. «Печора СПГ» будет производить около 10 млн т СПГ в год. Большая часть этой продукции предназначена для реализации на западных рынках. Завод по сжижению природного газа планируется построить у посёлка Индига в 230 км от столицы Ненецкого АО Нарьян-Мара.

Первоначально проект «Печора СПГ» предполагал использование ресурсов Кумжинского и Коровинского месторождений. Со вступлением в проект «Роснефти» к ресурсной базе можно будет подключить и шельфовые месторождения. Для нефтяной компании заинтересованность в «Печоре СПГ» связана с перспективами выхода на российский арктический шельф. В числе многочисленных шельфовых лицензий «Роснефти» есть несколько крупных месторождений газа. Президент компании Игорь Сечин уже обнародовал планы строительства двух СПГ-заводов, один из которых планируется разместить на Сахалине.

«“Роснефть” всё активнее посягает не только на экспортную монополию “Газпрома” вообще, но и на его монополию на экспорт трубопроводного газа. На этой неделе Игорь Сечин дал понять, что “Роснефть” хотела бы иметь долю в запланированном газопроводе в Китай. Если газовой монополии “Газпрома” будет положен конец, это приведёт к смене расстановки сил во всём российском энергетическом секторе», – отмечает Barentsobserver.

/http://barentsobserver.com/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru