- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Будущее Арктики: больше добычи, больше судоходства и больше туристов

По мере таяния Арктики северные страны думают о новой экономике.

Рованеми, Финляндия – В одном из самых северных городов этой страны в конце зимы, которую местные жители назвали необычайно мягкой, иностранные послы обсуждали стремление своих стран вести дела в Арктике. Финские делегаты в общих чертах очертили свои планы по привлечению международных финансов, а частные предприниматели подготовили свои портфели для инвестиций в Северный полюс.

Rovaniemi_Finlandiya_x660 [1]

«Северное сияние является хорошим примером бизнеса на сегодняшний день, – сказал Юха Мякиматтила, председатель Торговой палаты Лапландии иностранным гостям в среду во время ужина с демонстрацией слайд-шоу из фотографий северного сияния. – Мы на самом деле можем зарабатывать деньги на северном сиянии, привлекая людей из других частей света».

Во время двухдневного арктического бизнес-форума, проводимого Торговой палатой Лапландии, делегации из более 20 стран, большинство из которых не граничит с Северным полярным кругом, заявили, что тон мероприятия отражал здоровый аппетит к экономическому росту, добыче природных ресурсов и оптимистический прогноз относительно массового туристического потока.

Встреча произошла в городе, который рекламирует себя как «Официальная резиденция Санта Клауса» на своем сайте. Большинство докладчиков говорили об охране окружающей среды, но не рассматривали вопросы таяния вечной мерзлоты и дополнительных угроз при разливе нефти или вымирании видов в будущем.

Тон был оптимистичным в течение двух дней. Дипломаты из стран с глобальной торговлей и экономикой отметили растущий интерес своих правительств к арктическому транзиту и интенсивному судоходству в Северном Ледовитом океане.

Коммерческая привлекательность.

Дороти Янецке-Венцель, посол Германии, говорила о том, что глобальная координация в торговле, международной политике и сохранении окружающей среды важна для будущего Арктики.

Она заявила, что Германия рассматривает «Арктическую восьмерку» (пять северных стран плюс Канада, Россия и США) в качестве «главных защитников арктической политики», и что арктическим странам необходимо создать «механизм ликвидации чрезвычайных ситуаций» – некий международный план действий на случай нефтяных разливов и других кризисов.

«То, что происходит в Арктике, оказывает влияние далеко за ее пределами, – сказала она. – Мы можем работать, исходя из предположения о новых возможностях». Но она также добавила, что «есть и новые вызовы, так как значимость Арктики в стратегическом и геополитическом плане возрастает».

Посол Голландии, за спиной которого были вывешены флаги нескольких европейских стран (Италия, Германия, Польша, Украина, Великобритания и др.), восточных и юго-восточных азиатских стран (Китай, Япония, Южная Корея и Вьетнам), всех восьми арктических стран и Австралии, сказал, что Голландия ведет дела в Арктике в большей степени на побережье.

«Мы здесь не работаем в полной мере, – заявил Хэнк Суорту, посол внутренней Финляндии. – Арктика является очень важной стратегической зоной и становится еще важнее».

По его словам, навигация в Северо-Западном проходе станет легче благодаря климатическим изменениям.

«Конечно, откроются и другие возможности благодаря климатическим изменениям», – сказал он, добавив, что в части влияния глобального климата на Арктику «возможностей больше, чем угроз».

«Мы работаем с крупными компаниями, – заявил Суорту, выделив компанию Royal Dutch Shell, – чтобы увеличить добычу ископаемого топлива в Арктике, не нанося вреда окружающей среде».

Возможности с СПГ.

Кенджи Шинода, посол Японии в Финляндии, говорил о том, что «Арктика становится более перспективной для сотрудничества» двух стран. Рост перевозок СПГ через Северный морской путь от Скандинавии до японских портов он назвал «впечатляющим», а Баренцево море, которое омывает Скандинавию и северо-запад России – «активным и заманчивым регионом для различных секторов».

«Сейчас как раз тот момент, когда необходимо активно искать эти возможности», – заявил Шинода.

Согласно январскому прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, международная перевозка грузов будет в 4,3 раза больше в 2050 г., чем сейчас. Как гласит этот документ, перевозка грузов займет первое место по объемам выброса углерода, опередив пассажирские перевозки.

Спрос на нее повышают потребители в Азии, и особенно в Китае.

Согласно Международной ассоциации портов и гаваней, половина самых оживленных мировых портов по объемам перевозок приходится на Китай, Тайвань и Гонконг. Объем экспорта и импорта, осуществляемый в китайских портах, также в последние годы стремительно увеличился с приблизительно 41000 ДФЭ в 2003 г. до более чем 150.000 ДФЭ в 2012 г. (Судоходство для мировых портов измеряется в стандартных двадцатифунтовых эквивалентах (ДФЭ). Один ДФЭ соответствует одному 20-футовому грузовому контейнеру, а чаще применяемый 40-футовый контейнер представляет собой 2 ДФЭ.)

Мальте Хамперт, директор Арктического института и специалист по морскому судоходству заявил, что судоходство будет играть очень большую роль в будущем региона. Но он был более объективен относительно того, что Северный морской путь, который соединяет Европу и Азию через север России, вряд ли сможет скоро заменить более традиционные пути.

«Мы пока не видели ни одного контейнеровоза, который шел бы через Арктику», – сказал Хамперт. Также он добавил, что из-за недогруза контейнеровозы на обратном пути из Азии в Европу идут с 52% балласта, а суровая зимняя погода может нанести урон такому грузу, как электроника. «Это поднимает ряд вопросов», – сказал он.

В сравнении, 95 и 99% перевозок через Суэцкий и Панамский каналы соответственно не являются балластными. По словам Хамперта, оба традиционных канала сейчас расширяются для проводки больших судов – рабочие углубляют Суэцкий канал и расширяют Панамский канал, в то время как на Северном морском пути суда могут оказаться зажаты во льдах.

«В целом, в Арктике, – говорит Хамперт, – очень сложно будет строить инфраструктуру в настоящий момент».

Привязка к падающему российскому рублю.

Тимо Раутайоки, президент Торговой палаты Лапландии, согласился, что мировые экономические тенденции, такие как резкое изменение цен на нефть и спад внутренней экономики, которая оказалась в затруднении из-за падения российского рубля и снижения потока туристов из России, ослабили финский бизнес.

«За последние три года мы проделали путь от арктического идеализма до арктического реализма», – сказал Раутайоки.

По словам Ристо Пенттиля, президента и исполнительного директора Торговой палаты Финляндии, разрабатывая СПГ в качестве топлива, добывая полезные ископаемые в Швеции, развивая туризм в Финляндии и используя новые пути ведения бизнеса в холодном климате, Финляндия и ее соседи могут привлечь капитал в арктический регион.

Торговая палата Лапландии не считает военный конфликт в Восточной Европе и экономическую нестабильность в Еврозоне предметом долгосрочного беспокойства.

«Продолжающийся финансовый кризис в Европе и политическое напряжение, вызванное событиями на Украине, не повлияли на развитие инвестиционной привлекательности», – сказал Раутайоки в своем заявлении.

По словам Раутайоки, для всех видов бизнеса имеется достаточно места. Но он признал, что кризисы «несомненно, отложили запуск проектов».

Согласно Торговой палате Лапландии, инвестиционные объекты в северной Норвегии, Швеции, Финляндии, а также в Мурманской и Архангельской областях России оцениваются в 197 миллиардов евро (208 миллиардов долларов), что на 50 миллиардов евро больше, чем в 2014 г.г.

Пекка Суомела, представитель FinnMin (Финская ассоциация по добыче полезных ископаемых), заявил о том, что финансовая нестабильность региона оказала негативное влияние на итоговые показатели сектора. «Мы страдаем из-за европейской экономики и ее изменений», – сказал Суомела о финских компаниях по добыче полезных ископаемых. По его оценке, для восстановления этого сектора потребуется 2–3 года.

Строительство на 20-летнем минимуме.

Директор Конфедерации финской строительной отрасли также рассказал слушателям, что показатели в его отрасли достигли своего минимума за 20 лет по стране, но они более надежны на других рынках ЕС. Ежегодная инфляция в Финляндии на начало 2015 г. была минус 0,2 и минус 0,7 с декабря по январь.

Необходимость государственного лицензирования добывающих компаний, во всей видимости, замедлила планы по добыче полезных ископаемых по всей стране. «Курс акций всегда снижается, пока мы ждем разрешений», – сказала Нура Раасакка, руководитель экологического отдела компании Mawson Resources Inc. (канадская горнодобывающая компания).

С 1900 г. содержание углекислого газа в атмосфере увеличивалось в среднем на 2,6% в год, хотя за последние десятилетия уровни выхлопных газов значительно повысились. С 1970-х годов арктический морской лед постоянно отступал, и некоторые климатологи прогнозируют, что через 20–30 лет Арктика может стать свободной ото льда в летний период.

Согласно февральскому анализу, подготовленному Национальным центром данных по исследованию снега и льда (NSIDC), границы арктического морского льда могут достигнуть рекордно низкого уровня этой зимой. Согласно данным NSIDC, зимний морской лед в феврале покрывал самую маленькую полосу территории с начала ведения регулярных измерений в 1979 г.

Ристо Пенттиля, президент и исполнительный директор Торговой палаты Финляндии, на вопрос относительно возможных экологических и финансовых рисков для северной Финляндии и соседних стран на случай таяния Арктики и угрозы туризму, ответил, что будущее слишком непредсказуемое, чтобы делать какие-то оценки.

«Сложно сказать, – ответил он репортерам во время обеда. – Климатические изменения могут, наоборот, привести к еще большему количеству снега. В этом регионе результаты изменений климата предсказать трудно».

/http://www.scientificamerican.com/article/future-arctic-more-mining-more-shipping-and-more-tourists [2]/