Проект «Ямал-СПГ» компании «Новатэк» столкнется в зимние месяцы с логистическими проблемами

Novatek-Photos3

Российский газовый гигант «Новатэк» неизбежно столкнется с логистическими проблемами при работе своего проекта «Ямал-СПГ», несмотря на постоянные усилия, направленные на оптимизацию доставки продукции, сообщается в материале портала High North News. Компания намеревается запустить третью производственную линию в конце 2018 года с опережением графика более чем на шесть месяцев, однако приемка последней партии из пяти танкеров СПГ ледового класса Arc7 произойдет только в 2019 году.

«Новатэк» пытается справиться с несоответствием между объемами производства и возможностями обеспечения поставок, особенно в зимние месяцы, когда возможность пополнить флот танкеров ледового класса Arc7 судами более низкого ледового класса Arc4 весьма невелика.

«Скорость строительства танкеров СПГ не соответствует объемам производства. Проблема заключается в том, что этой зимой при трех запущенных производственных линиях компании будет не хватать пяти судов, — объясняет Эрве Боду, старший преподаватель по морскому делу и член Французского морского общества. — Это приведет к тому, что этой зимой до прибытия третьей партии из пяти новых судов из 220 необходимых рейсов можно будет совершить только 165». Это несоответствие может усилиться еще больше, поскольку к 2020 году «Новатэк» собирается ввести в строй четвертую, хотя и немного меньшую, производственную линию, вследствие чего объемы производства проекта вырастут до 18 млн тонн в год.

При этом председатель правления компании Леонид Михельсон не видит нехватки транспортных мощностей и заверил в недавнем интервью, что у компании «не будет проблем с вывозом продукции» даже после запуска третьей линии раньше срока. Однако отраслевые специалисты-аналитики продолжают проявлять скепсис: ведь по их расчетам для поставки газа, производимого первыми двумя линиями проекта, необходимо 14 танкеров СПГ – и это без учета третьей линии.

 

Решение: уменьшение плеча танкеров СПГ ледового класса Arc7

Компания объявила о принятии нескольких краткосрочных мер по сокращению транспортного плеча своих судов класса Arc7 с целью повышения интенсивности их использования. Ранее в этом месяце «Новатэк» рассказала о планах осуществления перегрузок борт о борт в сотрудничестве с норвежской транспортной компанией Tschudi. Это решение позволит значительно сократить дальность рейсов этих высокоспециализированных и дорогостоящих в использовании судов и сократить продолжительность кругового маршрута из порта Сабетта на Ямале до Европы приблизительно на треть.

Но даже в таком случае маловероятно, что девяти или десяти танкеров СПГ, которые будут находиться в строю в конце этого года, будет достаточно для транспортировки всего заявленного объема продукции проекта «Ямал-СПГ» на протяжении грядущего зимнего сезона с декабря по май. В течение этих шести месяцев завод сможет произвести до 8,25 млн тонн СПГ, то есть больше, чем смогут перевезти за этот же срок десять танкеров. В летнее время для совершения кругового рейса между Сабеттой и Европой судам в среднем требуется 20 дней. При этом в таких расчетах не учитывается возможность неожиданного ухудшения ледовых условий или иные непредвиденные препятствия, которые могут стать причиной, к примеру, уменьшения скорости следования за ледоколами, осуществляющими проводку, или увеличения времени причальных операций.

 

Нехватка ледоколов может стать препятствием

По словам Михельсона, сотрудничество компании «Новатэк» с норвежской Tschudi является лишь краткосрочным решением. Постоянные перевалочные узлы, введение в строй которых на Кольском полуострове и Камчатке запланировано к 2023 году, будут ключевыми элементами в логистической схеме «Новатэка». Однако пока не ясно, сможет ли компания работать на полную мощность в зимние месяцы в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Летом лед в Северном Ледовитом океане сильно отступает, но зимой и весной судам все равно требуется ледокольная проводка. В этом «Новатэк» приходится полагаться на «Атомфлот» – российского ледокольного оператора. Программа постройки до пяти новых тяжелых атомных ледоколов регулярно откладывается, что означает задержку сдачи первых трех судов нового проекта LK-60 как минимум на год. Недавно Михельсон раскритиковал такую ситуацию: «Должно было быть построено три ледокола LK-60, а пока мы не видим ни одного – при том что один уже должен был войти в строй».

С целью преодолеть такой ледокольный дефицит «Новатек» рассматривает возможность постройки ледоколов мощностью 40 МВт, работающих на СПГ, для эксплуатации в Обской губе и Карском море, однако эти суда смогут появиться не раньше чем через пять лет.

 

Тихим ходом за ледоколом

Но даже если бы и удалось обеспечить достаточные ледокольные мощности, судно в кильватерной колонне за ледоколом идет очень медленно из-за тяжелой ледовой обстановки. Например, танкеры ледового класса Arc7, идущие в Европу, развивают на открытой воде скорость в среднем порядка 15 узлов, но, следуя за ледоколом, они нередко идут в два раза медленнее. Михельсон согласен, что такое ограничение по скорости является проблемой: «Сейчас мы ведем переговоры с «Атомфлотом» о том, чтобы обеспечить нашим танкерам возможность идти на скорости хотя бы 8–9 узлов, даже в тяжелых ледовых условиях. Количество танкеров Arc7 будет в конечном итоге зависеть от того, сможет ли ледокольная проводка обеспечивать такие скорости».

Даже в конце весны переменчивая ледовая остановка способна воспретить самостоятельное плавание новатэковских танкеров Arc7, замедляя перевозки даже вдалеке от суровых зимних месяцев. В июне–июле «Атомфлоту» пришлось расширить объем ледокольных услуг, поскольку ледовая обстановка в Обской губе оказалась наиболее тяжелой за последние почти десять лет. Льды обычно наиболее опасны в Восточно-Сибирском море, через которое проходят пути от «Ямала-СПГ» в порты Азии.

Такое сочетание дефицита ледокольных услуг, нехватки танкеров Arc7 и значительно более долгое время плавания в Азию (по сравнению с Европой) может побудить «Новатэк» отдать приоритет более быстрой и простой транспортировке СПГ в Европу и продаже его там по более низким ценам, чем по более высоким в Азии – по крайней мере до ввода перевалочного узла на Камчатке. Это стало вполне очевидным в 2018 году, года большая часть рейсов пошла в Европу – при том что подавляющая часть продукции Ямала по долгосрочным контрактам была предназначена для Азии.

Однако обширные китайские инвестиции в проект «Ямал-СПГ» также играют немалую роль в определении того, куда пойдут рейсы. «Все китайские инвесторы – идет ли речь о партнерстве с «Новатэк» или инвестициях в суда – заставляют «Новатэк» обеспечивать своевременные поставки», – поясняет Боду.

 

«Арктик СПГ-2» уже на горизонте

При том что «Новатэк» и так приходится работать на полную мощность весь свой первый зимний сезон и с прецизионной точностью подавать под загрузку до 220 танкеров в год – т.е. по одному каждые 40 часов – она на всех парах идет к своему второму проекту «Арктик СПГ-2», который планируется запустить к 2023 году. Для его работы потребуются дополнительные 15 танкеров СПГ класса Arc7, которые предстоит построить российским верфям.

 



Print This Post Print This Post
©2019 Pro-arctic.ru