Сжижать по-русски

russias-yamal-lng-ships-17-cargoes-in-q1

В условиях санкций и затяжной девальвации рубля разработка собственного оборудования в ключевой для экономики сфере добычи и переработки углеводородов становится принципиальной для России. Правительство с учетом активного роста спроса на сжиженный газ (СПГ) готово потратить до 2021 года более 3 млрд руб. на создание российских технологий в этой области. Российские добывающие компании считают, что собственное оборудование позволит сделать цену на СПГ самой низкой в мире

Жидкие планы

В начале октября «Газпром» и англо-голландская Royal Dutch Shell подписали рамочное соглашение о технической разработке проекта «Балтийский СПГ» мощностью 10 млн тонн в порту Усть-Луга Ленинградской области. Документ предусматривает совместную работу над технической концепцией будущего завода в объеме pre-FEED (подготовка к проектированию). Производство может стать третьим крупным проектом по сжижению газа в России после «Сахалина-2» «Газпрома» (10,5 млн тонн) и «Ямал СПГ» НОВАТЭКа (16,5 млн тонн). Помимо этого до конца года независимый производитель собирается ввести в Высоцке первую линию СПГ-терминала мощностью 660 тыс. тонн. А в 2023 году НОВАТЭК планирует запустить еще один завод Арктике («Арктик-СПГ») мощностью 19,8 млн тонн СПГ в год, став к 2030 году крупнейшей компанией в этом сегменте не только в России, но и в мире с объемом производства 70 млн тонн в год.

К этому времени объемы мирового рынка СПГ могут, по оценке НОВАТЭКа, достичь 700 млн тонн. Прогнозы экспертов постоянно растут. Если в 2016 году IHS прогнозировал объем потребления СПГ в 470 млн тонн к 2030 году, то в 2017 году этот прогноз составил уже 506 млн, а в 2018 году он вырос уже до 530 млн тонн. «Потребление газа растет быстрее потребления других видов энергоресурсов, и этот рост происходит в основном за счет сжиженного газа. В прошлом году рынок вырос на 11% и составил около 300 млн тонн. Только Китай показал почти 50-процентный рост»,— отмечал глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон в начале октября. По его словам, в 2018 году рынок газа вырастет еще на 7% и Китай вновь покажет 50-процентный рост, а рынок Индии растет на 19%. На страны Азии сейчас приходится 70% импорта СПГ, и в долгосрочной перспективе эта тенденция сохранится.

Свои технологии

В этих условиях увеличение объемов производства СПГ и доли на внешних рынках принципиально для России, так как она получит не только гарантированный доход с учетом активно растущего спроса, но и мощный политический инструмент, который может перекроить зоны влияния крупнейших игроков. По прогнозу Минэнерго, Россия планирует существенно расширить свое присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «То есть если сегодня наша доля составляет примерно 8%, то еще в прошлом году она не превышала 4%. В планах — увеличить долю российского СПГ в мировой торговле СПГ до 20%»,— заявил в начале октября министр энергетики РФ Александр Новак на «Российской энергетической неделе» и пообещал производителям всестороннюю поддержку.

Но главным условием конкуренции на внешних рынках будет себестоимость производства, а она во многом зависит от используемых на производстве технологий, которые в действующих проектах зарубежные. Собственной технологии у России пока нет, но правительство твердо намерено перейти на российские аналоги в сфере производства и транспортировки СПГ. В конце августа вице-премьер Дмитрий Козак утвердил «дорожную карту» локализации критически важного СПГ-оборудования, конечной целью которой является создание к середине 2020-х годов собственной технологии сжижения.

Министерство финансов заложило в проект бюджета РФ 3 млрд руб. на субсидирование в 2019–2021 годах разработки и производства отечественного оборудования для СПГ. Минпромторг в сентябре сообщал, что помимо этого объема будут привлекаться деньги и из других источников. «В ближайшие пять лет в России будет создана новая отрасль промышленности. Правительство приняло «дорожную карту» по развитию производства оборудования для СПГ. Мы работаем вместе с российскими предприятиями над ее реализацией, планируем привлечь к этой работе до 800 предприятий РФ, ставим цели по выходу России на мировой рынок как поставщика оборудования для СПГ, в том числе в виде готовых линий сжижения, которые можно будет буксировать в любую точку мира»,— отмечал глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон в начале октября. До этого руководство компании не раз заявляло, что делает ставку на собственную технологию «Арктический каскад» и при реализации проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» приоритет будет отдан российским производителям оборудования. «Арктический каскад» — это первая запатентованная НОВАТЭКом технология сжижения природного газа. «Локализация производства оборудования для СПГ-проектов поможет обеспечить снижение капитальных затрат и развитие технологической базы для СПГ-проектов в России»,— пояснял первый зампред правления компании Александр Фридман.

Леонид Михельсон в последние месяцы провел несколько встреч с отечественными производителями, на которых обсуждались наиболее важные рабочие вопросы, в частности экономика проектов. Дело в том, что укладываться в срок и в бюджет, как того требует НОВАТЭК, российским производителям удается не всегда. Тем не менее в августе представители компании назвали основных российских производителей, чьи технологии и оборудование могут быть использованы для строительства первой в стране линии сжижения природного газа по отечественной технологии в рамках проекта «Ямал СПГ». Главные газоперекачивающие агрегаты поставит «Казанькомпрессормаш», главный криогенный теплообменник — «Криогенмаш» из Московской области, испарители и криогенные насосы — «Атомэнергомаш» (входит в «Росатом»), а криогенные детандеры — «Роскосмос». Запустить четвертую линию на базе российских технологий планируется в конце 2019 года. Но ее мощность составит всего 900–940 тыс. тонн в год, тогда как каждая из трех основных линий, где используется зарубежное оборудование, имеет производительность 5,5 млн тонн в год.

Однако в НОВАТЭКе уверены, что за счет использования российского оборудования можно довести стоимость сжижения газа до самого низкого в мире уровня. По словам господина Михельсона, стоимость сжижения газа «Ямал СПГ» должна снизиться до менее чем $2,5/млн MBTU (британских термических единиц) с нынешних $4.

Производители оборудования для сжижения тоже настроены оптимистично. «Опираясь на колоссальный опыт разработки и производства криогенного оборудования, «Криогенмаш» применил свой опыт и знания для создания оборудования СПГ,— говорит гендиректор ПАО «Криогенмаш» Мария Соколова.— Первый ожижитель природного газа производительностью 3 тонны СПГ в час и систему хранения суммарным объемом 1 тыс. кубометров мы изготовили еще в 1990 году». Оборудование было поставлено на Московский газоперерабатывающий завод, однако так и не было введено в эксплуатацию. Вторая жизнь для оборудования СПГ началась в середине 2000-х годов, когда ожижители природного газа стали поставлять в КНР. Всего в Китай поставлено 18 ожижителей природного газа на дроссель-эжекторном цикле производительностью от 300 кг до 3 тонн СПГ в час. Построенные на их базе малотоннажные заводы СПГ в Китае работают с метаном угольных пластов, для ожижения природного газа малодебетных месторождений, а также на газопроводах-отводах.

Производится оборудование и для российских клиентов: разработан и поставлен в Калининград ожижитель природного газа производительностью 7 тонн СПГ в час на азотном детандерном цикле, заказчикам в России поставлено около 30 систем хранения СПГ с резервуарами объемом 63, 70 и 250 кубометров. Сформирован стандартный типоряд систем хранения для малотоннажного СПГ, на базе этих резервуаров созданы системы хранения СПГ суммарным объемом до 1 тыс. кубометров (Апатиты, Калининград). «Сейчас мы изготавливаем основной криогенный теплообменник для проекта НОВАТЭКа «Арктический каскад»»,— рассказала госпожа Соколова.

Новый путь

Использовать российские технологии предполагается и при транспортировке СПГ с новых заводов по сжижению. НОВАТЭК уже объявил тендер на строительство арктических танкеров-газовозов для работы на Северном морском пути в рамках проекта «Арктик СПГ». Танкеры будут производиться в Приморье судостроительным комплексом «Звезда» (принадлежит «Роснефти»). А для транспортировки СПГ в меньших объемах «Криогенмаш» создал две российские модификации полуприцепов-цистерн объемом 50 кубометров (ППЦ-50) — версию для тяжелых дорожных условий и версию, соответствующую европейским требованиям. «Для этих же целей, а также для заправки СПГ в криогенные баки автотранспортных средств и железнодорожных локомотивов, использующих СПГ в качестве моторного топлива, служит криогенный передвижной автомобильный заправщик объемом 17 кубометров, производство которого завершается в этом году»,— сообщила Мария Соколова.

/www.kommersant.ru/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru