- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Много вопросов вокруг арктической нефти Норвегии

melkoya_0 [1]

Норвегия продаёт больше природного газа, чем когда-либо. В 2017 году здесь добыли 236,4 млн ст. куб. м нефтяного эквивалента, что на 2,7 млн больше, чем в 2016-м. И ожидается, что объёмы добычи нефти и газа будет продолжать расти на протяжении нескольких лет.

«Высокий прогноз добычи – хорошая новость для всех, кого интересует вопрос о создании стоимости в Норвегии», – отметила в отчёте за 2017 год [2] директор нефтяного директората Бенте Ниланд. Будущее норвежской нефтедобывающей промышленности, по её мнению, связано с Баренцевым морем, где сосредоточено почти 2/3 неразведанных запасов. «Этот регион будет играть важнейшую роль для поддержания добычи на высоком уровне и в долгосрочной перспективе», – подчеркнула она.

Компании ретируются

Но несмотря на заверения главы директората, перспективы региона всё чаще ставятся под вопрос как государственными интересами, так и компаниями.

Буровой сезон 2017 года в Баренцевом море дал весьма скудные результаты [3]. Скважин было пробурено рекордное число, но значительных открытий сделано не было.

Какие-то компании не скрывают охлаждения интереса к этому региону. Это было явно видно при подготовке в Норвегии 24 лицензионного раунда, на который были выставлены исторически новые участки в арктических морях. О намерении участвовать заявило всего 11 компаний [4], что меньше половины числа участников 23 раунда.

Новые вопросы встают в связи со следующим, 25 раундом, о который должны анонсировать позже в этом году.

Политические разногласия

В интервью E24 [5] министр нефти и энергетики Терье Сёвикнес сообщил, что 25 раунд, скорее всего, будет отложен на значительный срок. Лицензионные раунды проводятся раз в два года, при этом последний, 24-й, проводился в 2016 году.

По словам Сёвикнеса, 25 раунд может не состоятся до 2021 года.

Причина в политическом противостоянии по вопросу о добыче нефти в Арктике. И недавнее вступление Либеральной партии в норвежскую правящую коалицию [6] в какой-то мере сместило баланс. Новая правительственная декларация включает продление запрета на разведку и добычу в водах Лофотенского архипелага. Документ, подписанный лидерами Консервативной, Либеральной партий и Партии прогресса, призывает, кроме того, к ограничительным мерам в районе о. Медвежий, о. Ян-Майен и у границы арктического ледового покрова.

Кроме того, документом устанавливается, что 25 лицензионный раунд не состоится до тех пор, пока не будет проведена серьёзная ревизия плана освоения Баренцева моря и Лофотен.

План, регулирующий ключевые вопросы, связанные с экологией и промышленным освоением уязвимых северных морей, был разработан в 2005 году и подвергался пересмотру в 2010-м  и 2015-м.

Добыча будет продолжаться

Как признал Сёвикнес в разговоре с E24 [5], он сам и его Партия прогресса, относящаяся к планам добычи нефти положительно, не рады политическому компромиссу, достигнутому с Либеральной партией. Недовольных хватает и среди представителей нефтедобывающей промышленности.

Министр подчеркнул, что сделает всё, что в его силах, чтобы добиться компенсации на других фронтах.

«Правительственная платформа ясно указывает, что мы должны сохранить модель с двумя лицензионными мероприятиями и что мы должны обеспечить стабильный доступ к поисковым площадям, стабильную систему налогообложения и постоянные инвестиции в исследования и технологические разработки», – сказал он.

В Норвегии на протяжении многих лет участки предоставляются компаниям в рамках ежегодного раунда ранее выделявшихся площадей (Awards in Pre-Defined Areas, APA) и проходящего раз в два года лицензионного раунда.

Сёвикнес заявил о компенсации через два дня после подписания правительственной декларации. В рамках APA, о результатах которого стало известно 16 января [7], нефтяным компаниям было предложено рекордные 75 лицензий, из числа которых всего пять было в Баренцевом море. Но ожидается, что Сёвикнес и его министерство, а также нефтяной директорат предоставят новые лицензии.

«Чтобы поддерживать высокий уровень добычи после 2025 года, необходимо разведать больше месторождений промышленного значения, в том числе крупных, в силу чего мы считаем, что интенсивность разведочных работ должна нарастать в сравнении с сегодняшним уровнем – как на новых участках, так и на уже изучавшихся», – подчеркнула Бенте Ниланд, подводя итоги 2017 года.

 

/thebarentsobserver.com/ [8]