Сжиженные перспективы

Yamal_SPG_tanker

Россия, наряду с Катаром, Австралией и США войдет в число крупнейших поставщиков СПГ в мире. Однако конкурентоспособность придется повышать за счет оптимизации логистики, а цена СПГ для бункеровки может оказаться достаточно высокой ввиду зависимости от иностранных технологий и оборудования

Хотя индустрия сжижения природного газа довольно стара и насчитывает более полувека, рост глобального интереса к ней наблюдается лишь в последние несколько лет. Это связано с быстрым развитием в данный период азиатских стран, прежде всего Китая, потребление газа которыми резко возросло, а также усилиями стран-поставщиков газа, находящихся на удалении от рынков сбыта (в первую очередь Катара) по созданию соответствующих предприятий. Другим фактором, способствовавшим росту потребления СПГ со стороны ряда азиатских стран (Бангладеш, Пакистан и др.), стало увеличение числа плавучих регазификационных терминалов (FSRU), благодаря которым эти страны получили возможность быстрого входа на рынок СПГ и выхода из него.

По данным, приведенным в исследовании Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» «Трансформирующийся глобальный рынок СПГ: как России не упустить окно возможностей», в настоящее время в мире действует более 20 FSRU и еще около 40 проектов находятся на разных стадиях реализации. Среди главных преимуществ плавучих регазификационных терминалов – быстрая скорость ввода в эксплуатацию (в среднем менее чем за год), возможность их конверсии из существующих танкеров СПГ. Для сравнения, при строительстве наземного регазификационного терминала потребуется не менее пяти лет и около $1 млрд инвестиций.

Россия, которая традиционно поставляла газ по долгосрочным контрактам посредством налаженной системы трубопроводов, в создание инфраструктуры СПГ на протяжении предыдущих лет инвестировала относительно мало. К настоящему времени на территории страны действует лишь 2 крупнотоннажных предприятия СПГ – это завод в рамках проекта «Сахалин-2» и первая очередь проекта Ямал-СПГ. При условии реализации всех заявленных планов совокупные мощности России по сжижению газа могут достичь 80-90 млн тонн в год к 2030 году, что сопоставимо с объемами, запланированными основными конкурентами.

Слабой стороной российского СПГ (особенно это касается арктических предприятий) является дороговизна логистики и крайне высокая степень зависимости от иностранных технологий, оборудования и комплектующих.

В настоящее время формируются три основных центра производства российского СПГ: Арктика (Ямал, Гыдан), Балтика и Дальний Восток. При этом наибольшие объемы производства ожидаются именно в Арктике: проект Ямал-СПГ при выходе на полную мощность обеспечит 16,5 млн тонн СПГ в год, «Арктик СПГ-2» — 19,8 млн тонн в год, а в случае реализации проектов «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3» к этим объемам добавится еще 39,6 млн тонн в год. Таким образом, перспективный объем производства СПГ в российской Арктике составит свыше 70 млн тонн в год.

На Балтике при реализации всех заявленных проектов, крупнейшим из которых является «Балтийский СПГ», суммарный объем производства может составить порядка 12-13 млн тонн в год.

На Дальнем Востоке речь идет о существующем производстве в рамках проекта «Сахалин-2», которое, в случае реализации планов по модернизации и строительства третьей очереди обеспечит около 16 млн тонн в год. Также в этом регионе имеются планы по созданию завода «Дальневосточный СПГ» мощностью около 5 млн тонн в год, но в отдаленной перспективе. Проект «Владивосток СПГ» обеспечит еще порядка 1,5 млн тонн в год. Таким образом, в данном регионе объем производства СПГ может составить до 23 млн тонн в год.

Один из путей повышения конкурентоспособности российского СПГ – это создание газового хаба, который мог бы концентрировать значительные объемы газа для распределения по рынкам сбыта.

Компания «НОВАТЭК» имеет планы по созданию перевалочного терминала в порту Петропавловск-Камчатский мощностью 20 млн тонн в год к 2023 году, где производилась бы перегрузка СПГ с арктических танкеров на обычные. Это позволило бы сократить транспортные расходы на перевозку СПГ из Арктики, однако значительную часть маршрута все равно придется проделывать по Северному морскому пути с соответствующей сезонностью и издержками на ледокольное обеспечение. Аналогичный перевалочный пункт предполагается создать и в западном направлении в порту Мурманск. В случае, если в России будет построено достаточное количество ледоколов-лидеров (заявлялось о необходимости строительства трех таких судов),  способных работать круглый год и вести за собой значительные караваны, себестоимость перевозок можно будет сократить.

Бункеровочные перспективы использования СПГ связаны, в первую очередь, с Балтийским бассейном, поскольку в настоящее время именно здесь существует зона особого контроля за выбросами серы с судов (ECA). Ряд заявленных на Балтике проектов СПГ (в порту Высоцк и Санкт-Петербурге) являются малотоннажными и ориентированы именно на бункеровку. Здесь ключевым фактором будет цена на СПГ. Предполагается, что для обеспечения конкурентоспособности она должна находиться где-то между ценой на мазут и ценой на дизельное топливо.

Исходя из анализа данных из открытых источников, цена СПГ в перерасчете на тонну нефтяного эквивалента, поставляемого с «Балтийского СПГ» в Европу, составит порядка $200. Если убрать из этой цены затраты на регазификацию и транспортировку, то себестоимость производства и сжижения составит около $163 за тонну. При нынешней цене на мазут в Санкт-Петербурге в $330 за тонну, а дизельного топлива в $607 за тонну, данный уровень себестоимости позволит предлагать судам конкурентоспособный продукт. Однако здесь следует учесть, что данные расчеты справедливы именно для крупнотоннажного производства, в то время как заявленные малотоннажные проекты на Балтике используют иностранные технологии и ключевое оборудование, из-за чего цифры себестоимости могут оказаться значительно более высокими. К тому же к этой цене нужно будет добавить затраты бункеровочной компании на строительство соответствующей инфраструктуры и судов-бункеровщиков.

Потенциал для дальнейшего снижения себестоимости российского СПГ лежит в разработке российских технологий сжижения и локализации производства ключевого оборудования. Также необходимо наладить серийное строительство СПГ-газовозов, а также СПГ-бункеровщиков на территории страны. Строительство крупнотоннажных газовозов предполагается наладить на судостроительном комплексе «Звезда», что касается бункеровщиков, то Минпромторгом России реализуется ведомственный проект «Развитие газотопливного флота для навигации в прибрежных водах и на внутренних водных путях». Реализация проекта (бюджетная часть) осуществляется в рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013–2030 годы».

В случае, если Россия не будет развивать собственные технологии и производить ключевое оборудование, развитие СПГ-индустрии в России с точки зрения национальной экономики превратится в бессмыслицу, поскольку доходы от поставок СПГ будут перекрываться расходами на закупку технологий и оборудования за рубежом.

/portnews.ru/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru