Аэростат потеснит спутники в Арктике

 

0d95aa46d08982ee36e82a4383a87a221952fa63

Российский производитель дирижаблей и аэростатов — ЗАО «Воздухоплавательный центр (ВЦ) «Авгуръ» – намерен оперативно обеспечить связью арктическую зону РФ, развернув там систему комплексов аэростатов (СКА). Она призвана стать платформой для создания интегрированной телекоммуникационной сети и дополнить либо заменить систему спутниковой связи на высокоэллиптической орбите (ВЭО). По этому проекту уже организована рабочая группа, в которую входит в том числе и Минкомсвязи

Об этом рассказал коммерческий директор ЗАО ВЦ «Авгуръ» Михаил Талесников, выступая на VIII Международной конференции Satellite Russia & CIS 2016.

По его словам, за последний год в «Авгуръ» поступило много обращений от организаций и учреждений, работающих в Арктике, насчет обеспечения этой зоны связью при помощи СКА. Кроме того, к производителю аэростатов обратилось и Минкомсвязи. «Инициатива исходила от министерства. Вопрос со связью в Арктике до сих пор не решен. С помощью спутников он будет решаться долго: спутники на геостационарной орбите (ГСО) в северных зонах не работают, а космические аппараты на ВЭО еще не запущены. Нас попросили разработать оперативный вариант раздачи связи с аэростата», — сообщил Михаил Талесников.

Аэростат может выполнять разные задачи: организацию связи и ретрансляции, охрану границ, контроль территорий большой протяженности, обнаружение, идентификацию и сопровождение целей, электронную разведку и радиоэлектронную борьбу, а также оперативное управление мобильными боевыми группами. Кроме того, СКА используется для аэрофотосъемки и создания геоинформационных систем, для геофизических и других исследований.

В состав комплекса аэростата входит привязной аэростат, кабель-трос, который позволяет поднимать аэростат и опускать для дозаправки водородом или гелием, наземный пункт управления, жилой модуль для обслуживающего персонала, запасные части и др. Длина аэростата составляет 73 м, максимальная высота подъема – 5 км. Аэростат может работать не менее 45 суток без посадки в арктических регионах и не менее 30 суток – в более теплых регионах. Аппарат выдерживает ураганный ветер до 42 м/с и прямые попадания молнии. Аэростат оснащается навигационными огнями и наносится на карту воздушного движения.

Привязные аэростатные комплексы являются носителями для различной аппаратуры наблюдения и связи. Воздухоплавательное устройство способно выдержать до 2250 кг полезной нагрузки. Дальность радиовидимости аэростата составляет 250 км.

По словам Михаила Талесникова, у аэростатов есть как преимущества перед спутниками, так и недостатки. Если полезная нагрузка работает неисправно, то аэростат можно приземлить и починить оборудование. Кроме того, срок службы аэростата – 25 лет – превосходит срок службы спутника. Стоимость изготовление аэростата и процесс его вывода на определенную высоту – дешевле. Однако высота, на которой аэростат работает (5 км), намного меньше, чем у спутника (20-50 тыс. км), следовательно, и охват территории меньше.

«Я не считаю, что аэростаты могут заменить спутники или волоконно-оптические кабели связи там, где они успешно работают, — говорит Михаил Талесников — Это уникальное решение для Арктики, которая пока не охвачена спутниковой связью. Это решение на порядок дешевле и в два-три раза быстрее, чем развертывание группировки низкоорбитальных спутников».

/www.comnews.ru/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru