Виктор Иконников: Архангельск привлекает грузоотправителей новыми логистическими проектами

22565_originalimage__MG_3635-Edit-2-2

Россия намерена к 2025 году увеличить грузопоток на Северном морском пути в 10 раз — до 80 млн тонн. Для решения этой задачи необходимо развивать экономику Арктики, обновлять и создавать транспортную инфраструктуру, прежде всего, портовую. Какую роль в обслуживании транспортных потоков европейского Севера планирует играть Архангельский порт, какие проекты могут стать основой при формировании одной из опорных арктических зон ИАА «ПортНьюс» рассказал заместитель губернатора Архангельской области по стратегическому планированию и инвестиционной политике Виктор Иконников

 Виктор Михайлович, какую нишу планирует занимать порт Архангельск?

— Традиционно практически весь каботаж, снабжение Арктики осуществляется через порт Архангельск. По мере реализации планов развития в порту будут сформированы  универсальные и специализированные терминалы. Таким образом, сохраняя статус главного снабженца северных проектов и территорий, объемы генеральных, наливных, навалочных и контейнеризованных грузов будут возрастать.

Очевидно, что в качестве стратегической цели уже сейчас надо ориентировать морской порт Архангельск  на обработку контейнерных грузов. Контейнеризация — общемировой тренд в грузоперевозках и, по моему мнению, в будущем мы придем к тому, что на СМП будет организована магистральная контейнерная линия. Как следствие, возникнет вопрос, какие порты на европейском Севере будут задействованы в работе этой линии. Поэтому сейчас, занимаясь развитием портовых мощностей, нам необходимо встраивать в это направление Архангельск, тем более, что в Архангельском морском порту уже действует самый северный в России контейнерный терминал мощностью 75 000 TEUs в год (40- футовых контейнеров) с необходимой инфраструктурой и площадкой для хранения 5 700 TEUs, в том числе рефрижераторных и с опасными грузами. Терминал может быть востребован для организации регулярной контейнерной линии из Европы и Дальнего Востока с транзитом в центральные, южные и другие регионы России.

— Какие шаги вы планируете предпринять? 

— Развивать существующие мощности и реализовывать новые проекты. Сегодня Архангельская область является ключом к Северному морскому пути и регионом, способным стать одним из опорных пунктов  России в Арктике. Согласно госпрограмме РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», планируется сформировать и запустить Архангельскую опорную зону. В частности, намечена реализация ряда промышленных и транспортных проектов  — запуск современного лесопильно-деревообрабатывающего комплекса полного цикла на базе ООО «Поморская лесопильная компания», строительство горно-обогатительного комбината на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова, метанолового завода, малотоннажного завода СПГ, горно-обогатительного комбината по добыче и переработке свинцово-цинковых руд Павловского месторождения на Южном острове архипелага Новая Земля,  создание инфраструктурных проектов АО  «Центр Судоремонта «Звездочка» и другие. В рамках опорной зоны есть и масштабные инфраструктурные проекты, направленные на развитие Архангельского транспортного узла. Это и создание производственно-логистического комплекса для хранения имущества Вооруженных сил РФ («ПЛК Архангельск»), и строительство нового глубоководного морского порта в Архангельске, и создание железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Соликамск (Пермь) «Белкомур».

— Какой из перечисленных транспортных проектов будет реализован в ближайшее время? 

— Проект «ПЛК Архангельск», цель которого — централизация и бесперебойное снабжение северных территорий (в том числе, в рамках Северного завоза) объектов Минобороны России. В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации, подписанным в ноябре 2017 года, Минобороны России подготовит, согласует и заключит весной текущего года концессионное соглашение с ООО «ПЛК Архангельск». После чего начнутся основные работы по созданию в Маймаксанском районе Архангельской области современного технологического логистического центра с собственным причалом. Проект, надеемся, будет реализован к концу 2020 года. Помимо нужд Вооруженных сил России, новая инфраструктура сможет обеспечить развитие Арктического индустриального парка, концепция которого разрабатывается Министерством экономического развития Архангельской области. Объем инвестиций  в проект оценивается в сумму более 13 млрд руб.

Также с 2016 года реализацией проекта глубоководного района морского порта Архангельск занимается управляющая компания АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» (АТПУ «Архангельск»), созданная по инициативе правительства Архангельской области. В октябре 2017 года Федеральное агентство морского и речного транспорта согласовало декларацию о намерениях инвестирования в строительство. Генеральным партнером проекта выступает китайская компания Poly International Holding Co. В настоящее время инвестор изучает техническую, организационно-правовую и финансовые модели проекта. Проект находится в предпроектной стадии.

— На какую грузовую базу рассчитан проект глубоководного порта?

— По данным управляющей компании по реализации проекта АО «АТПУ «Архангельск», проект имеет подтверждение 45% грузовой базы. Прогнозный объем грузооборота — 37,9 млн тонн. Формирование грузовой базы предполагается осуществлять за счет переориентирования грузопотоков из портов Прибалтики и Украины, грузов, которые планируются к перевозке по СМП, и грузов, предусмотренных к перевозке по строящемуся Северному широтному ходу. Дополнительные грузопотоки возникнут благодаря реализации инвестиционных программ предприятиями-грузовладельцами. Только за счет увеличения объемов добычи и вывоза полезных ископаемых предприятиями одного Пермского края мы получим дополнительный грузооборот в объеме около 10 млн тонн к 2025 году. Рост прогнозируется и за счет грузов, предлагаемых к перевозке по будущей железнодорожной магистрали «Белкомур». Реализация этого проекта обеспечит к  2035 году грузопоток более чем в 34 млн. тонн  в год, из них более 12 млн. тонн предполагается направлять на новый глубоководный порт Архангельск.

— Есть мнение, что проект глубоководного района морского порта Архангельск может быть рентабельным только при условии реализации проекта «Белкомур», потому что иначе невозможно обеспечить новые портовые мощности необходимой грузовой базой. Насколько верны эти опасения?

— Синхронизация запуска нашего портового проекта с «Белкомуром», безусловно, есть, но не до такой степени, чтобы ставить под сомнение реализацию проекта глубоководного порта. Дело в том, что у нас еще есть резерв пропускной способности на существующей Северной железной дороге (СЖД). В соответствии с исследованием, проведенным ООО «Морстройтехнология», объем грузов, который может быть направлен по действующей транспортной инфраструктуре СЖД с учетом реконструкции ее узловых станций в глубоководный район морского порта Архангельск, достигает до 26 млн тонн к 2035 году. Федеральная автотрасса М8 тоже не перегружена. По ней также можно доставлять грузы в порт.

Очевидно, с проектом «Белкомур» открываются новые возможности для развития глубоководного порта. Мы прекрасно понимаем, что именно экономика любого проекта диктует условия его реализации.  Между тем, появление «Северного широтного хода» в совокупности с Северным участком «Белкомура», который идет по территории Архангельской области, обеспечат дополнительную грузовую базу, образующуюся в районе порта Сабетта, Республики Коми, Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Эти грузы через морской порт Архангельск могут быть вывезены морем.

То есть, так или иначе «Белкомур» и глубоководный порт – два самостоятельных проекта, которые взаимовыгодно дополняют друг друга.

— Уточните, пожалуйста, какой резерв транспортировки грузов по Северной железной дороге? Какова ее пропускная способность сегодня?

— В настоящее время резерв пропускной способности участка Северной железной дороги на подъезде к Архангельску существует. Поэтому, по мере развития Архангельского транспортного узла уже в ближайшее время мы хотели бы инициировать продолжение диалога с Минтрансом России и ОАО «РЖД» по обсуждению возможностей и условий развития действующей железнодорожной инфраструктуры.

Если посмотреть статистику, то по итогам 2017 года грузооборот железнодорожного транспорта на территории Архангельской области составил 36,5 млрд. тонно-км.

— Не будет ли проект глубоководного порта конкурировать с портовым проектом в Мурманске?   

— По итогам анализа влияния проекта «Мурманский транспортный узел» (МТУ) на глубоководный район Архангельского порта подтверждено, что источники грузовой базы этих проектов не пересекаются. Поэтому реализация проекта МТУ в Мурманске не окажет влияния на проект в Архангельске. Более  того, они взаимно дополняют друг друга за счет диверсификации грузовых терминалов.

— А с другими российскими портами? 

— Портовая сфера, особенно в части универсальных  мощностей — конкурентна. Во многом конкуренция базируется на субъективном восприятии людей, отвечающих за логистику грузов. Не секрет, что грузоотправители предпочитают работать по накатанным маршрутам, но, объективно, часть грузов выгодно возить через Архангельск. Мы находимся на расстоянии 1200 км от Москвы. Между тем, для грузоотправителя не менее значимыми факторами при выборе порта являются не только плечо доставки груза по суше, но и качество сервиса в порту, его специализация, стоимость фрахта,  требования к флоту.  У каждого порта есть свои плюсы и минусы.  Мы готовы поддерживать усилия стивидорных  компаний, направленные на улучшение этих факторов, и проекты по развитию и созданию современных портовых мощностей.

— В прошлом году, после подписания  соглашения о сотрудничестве в сфере комплексного освоения Арктики между правительством Архангельской области и «Росатомом», активно обсуждался проект строительства на основе государственно-частного партнерства порта на Южном острове архипелага Новая Земля для вывоза свинцово-цинковых руд Павловского месторождения. В какой стадии проект? 

— Разработкой месторождения занимается АО «Первая горнорудная компания» (входящее в состав горнорудного дивизиона Госкорпорации «Росатом»). С 2013 года «Первая горнорудная компания» реализует проект освоения Павловского месторождения, который предусматривает создание горнодобывающего производственного комплекса по добыче и переработке свинцово-цинковых руд мощностью 3,5 млн тонн руды в год и строительство портового комплекса с расчетным грузооборотом 500 тыс. тонн в год.  К настоящему времени в проект инвестировано 2,4 млрд рублей.

В 2017 году завершен второй этап инженерных изысканий ГОК, завершены полупромышленные испытания руд месторождения по технологии обогащения, разработан финальный отчет по основным технологическим решениям, разработана декларация о намерениях строительства ГОК и портового комплекса.

В 2018-2023 годах запланированы проектно-изыскательские работы по созданию инфраструктуры комбината и морского терминала, разработка проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы, строительство. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2024 год. Объем инвестиций – более 35 млрд рублей. Проект живой.

Инвестором рассматриваются варианты сотрудничества с Минтрансом России в части строительства портовых мощностей за счет привлечения бюджетного финансирования. АО «Первая горнорудная компания» планирует организовать финансирование проекта на этапе строительства с привлечением внешнего финансирования в соотношении 30% к 70%. Мы ждем, когда «Росатом»  примет  инвестиционное решение. У нас нет сомнений, что проект будет. Планируется, что при реализации проекта портовые мощности Архангельска будут использоваться для перевалки грузов.

 

/portnews.ru/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru