Разработчики не отказываются от грандиозных планов строительства порта в Печенгской губе

 

containerport-as

Глубокий незамерзающий залив, находящийся всего в нескольких километрах от границ с Норвегией и Финляндией, уже давно считается стратегически важной точкой на севере России.

Однако с советских времен активность как гражданских грузоперевозчиков, так и военных в Печенгской губе была невысока. Только представители аквакультуры развернули свою деятельность на этом отдаленном участке Баренцева моря.

Вскоре тишине и покою в водах Печенги может наступить конец. Конечно если у ООО «Прибрежный» получится реализовать свои грандиозные планы в отношении этой территории.

На этой неделе на прошедшей в Москве конференции «Арктика-2020» представители компании завили, что к середине 2024 года здесь появится новый крупный портовый комплекс. В течение 2020 года будет согласована декларации о намерениях по строительству терминала и подготовлена необходимая проектная документация. Параллельно с этим начнутся инженерные изыскания, рассказал агентству «ПортНьюс» представитель проекта Евгений Сычёв.

По словам Сычева, в порту Лиинахамари появится контейнерный терминал мощностью 500 тысяч TEU в год, рассчитанный на транзитный грузопоток, а также терминал для перевалки грузов снабжения мощностью до 1 млн тонн в год.

Зона свободной торговли

Вероятно, компания планирует воспользоваться инициативой о создании зоны свободной торговли, продвигаемой губернатором области Андреем Чибисом. Инициативу поддержало Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, а в конце декабря прошлого года ее обсуждали на заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики в Мурманске. Зона может охватить несколько районов Мурманской области.

В основе нынешних планов в отношении порта Лиинахамари лежат несколько предыдущих проектов. Идея создания в этом районе крупного морского порта появилась еще в начале 1990-х годов. До недавнего времени шли работы по разработке плана строительства здесь морского порта мощностью 34 млн тонн. Для этого бы потребовалось 113,6 млрд рублей инвестиций, а в результате появилось бы 10 тысяч новых рабочих мест.

Одним из сторонников проекта был Михаил Шмаков, в начале прошлого года обратившийся к президенту Владимиру Путину с просьбой о поддержке.

Военная зона

По данным «Коммерсанта», к проекту проявили интерес инвесторы из Китая, а также Омана и Южной Кореи.

Однако инициатива пока не получила поддержки президента. Как пишет газета, против проекта из-за его непосредственной близости к государственной границе и последствий для безопасности страны выступили Совет безопасности России и его секретарь Николай Патрушев.

Планируемый порт находится слишком близко к границе, написал Патрушев в своем письме в Кремль.

Он также подчеркнул, что проект проработан лишь на уровне концепции и у него отсутствуют технико-экономическое обоснование и оценка необходимых бюджетных вложений. К тому же, по словам Патрушева, к проекту не проявила интереса ни одна из крупных компаний, работающих в Арктике, таких как «Новатэк», «Роснефть», «Газпром нефть» и «Газпром».

Кроме того, Печенгская губа и соседние акватории активно используются Северным флотом, подчеркнул секретарь Совбеза.

Конкуренция с Киркенесом

Отсутствие интереса в Кремле не заставило Шмакова и его единомышленников отказаться от планов. Работа над проектом продолжается, рассказал он «Коммерсанту».

В презентации проекта говорится о крупном объекте, «способном конкурировать с портами США, стран Европы и Юго-Восточной Азии». Это будет единственный арктический порт, способный принимать суда дедвейтом до 300 000 тонн, говорится в документе. План включает в себя строительство железной дороги до соседней ветки, соединяющей Никель и Мурманск.

Появление порта в Лиинахамари стало бы серьезным ударом по соседнему норвежскому Киркенесу, где сейчас идет обсуждение аналогичных планов. В Киркенесе думают о строительстве нового крупного морского порта, который был бы связан с финским Рованиеми железной дорогой.

Историческое наследие

В Печенгской губе хорошие глубины, и она не замерзает зимой. Когда в промежутке между мировыми войнами эта территория принадлежала Финляндии, в порту Лиинахамари кипела бурная деятельность. Через него финские промышленники отправляли на экспорт руду с местных богатых никелем месторождений.

Во время войны фашистские оккупанты построили в заливе крупные фортификационные сооружения и использовали портовые мощности в Лиинахамари для поставки никеля на военные заводы в Германии.

После аннексии этой территории Советским Союзом после Второй мировой войны в заливе была создана база подводных лодок Северного флота. Позднее в Лиинахамари дислоцировался флот судов береговой охраны.

/barentsobserver.co/



Print This Post Print This Post
©2020 Pro-arctic.ru