- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

«Делить в Арктике нечего…».

A_Vasil'ev_x220 [1]Антон Васильев, посол по особым поручениям МИД РФ, представитель России в Арктическом совете.

Для России Арктика – наш дом, наше будущее. Это 15% территории страны. 2,5 млн россиян живут в этом регионе, в том числе 240 тыс. человек, представляющих 40 коренных малочисленных народов Заполярья. Порядка 1/5 валового национального продукта и четверть экспортных продуктов производится в Арктике. Россия является крупнейшим арктическим государством и хотя бы только поэтому несёт особую ответственность за состояние дел в регионе.

Главной чертой международной политики в Арктике является растущее сотрудничество между приарктическими государствами. Регион рассматривается Российской Федерацией в качестве зоны мира и сотрудничества, что составляет один из фундаментальных национальных интересов нашей страны, которые были сформулированы в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 г.». Среди других наших приоритетов – использование арктических ресурсов в интересах социально-экономического развития региона; поддержание и сохранение арктической экосистемы, а также использование в полной мере потенциала Северного морского пути.

Вслед за Россией все приарктические государства в последнее время обновили уже существующие или разработали и приняли новые стратегии государственной политики в Арктике. Если сравнить все эти восемь документов, то во всех них формулировки национальных интересов очень близки. Во всех них говорится о защите национального суверенитета в Арктике. Все арктические государства утверждают, что приоритетом для них является поиск оптимального соотношения между интересами промышленного развития региона и сохранением окружающей среды здесь. Везде говорится о том, что развивать Север необходимо лишь с сильной поддержкой со стороны государства. Также нужно расширять научные исследования, нацеленные на изучение происходящих в Арктике изменений. Но самым главным, что объединяет эти стратегии, является стремление к укреплению сотрудничества между приарктическими государствами-партнёрами.

Арктика – это далеко не безжизненная целина. Вопросы, существующие в регионе, успешно решаются с опорой на национальное и международное законодательство. Одним из примеров успешного разрешения проблемы, длительное время стоявшей на пути сотрудничества между нашими странами, стало недавнее урегулирование вопроса разграничения спорной территории в Баренцевом море между Россией и Норвегией. Сегодня в Арктике нет таких проблем, которые приарктические государства не могли бы решить между собой. Поэтому мы считаем, что в регионе нет места военно-политическим блокам, и мы не видим почвы для возможных конфликтов.

Согласно существующим прогнозам, более 95% открытых в Арктике ресурсов расположены в исключительных экономических зонах приарктических государств. Таким образом, делить в регионе практически нечего. Что касается разграничения континентального шельфа, я думаю, что эти вопросы также не должны стать ареной для конфликтов. В 2008 г. на первой министерской встрече представители арктических стран подписали Илулиссатскую декларацию, в которой зафиксировали свои договорённости о том, что все возможные противоречия и претензии в Арктике должны решаться путём переговоров и консультаций на основе существующей (и достаточной для этого) международно-правовой базы и доброй воли. Нужно отметить, что сегодня все эти политические обязательства соблюдаются всеми приарктическими государствами.

Ключевыми областями сотрудничества в Арктике являются развитие энергетики и морского транспорта, коммуникаций и связи, а также арктического бизнеса в целом. В частности, можно отметить прогресс, достигнутый Россией, в развитии Северного морского пути. В прошлом году были приняты закон о СМП, а также новые правила судоходства по его маршруту. Навигация 2013 г. уже прошла в соответствии с ними.

Мы приветствуем крупные международные судоходные компании, которые воспользовались трассой Севморпути в 2013 г., и планируют пройти по этому маршруту в текущем году. Число транзитных рейсов в российской Арктике выросло с 46 в 2012 г. до 71 в прошлом году. Российская Федерация уже пошла на принятие серии всесторонних комплексных и дорогих решений по модернизации инфраструктуры Северного морского пути. Если они будут реализованы как это запланировано, базовая инфраструктура СМП будет готова в ближайшие три-четыре года. Мощным фактором перемен в Арктике является разработка нефтегазовых ресурсов в регионе. Мы считаем, что это направление также станет областью крупномасштабного международного сотрудничества между нашими странами.

/Из выступления в ходе 12-й российско-норвежской нефтегазовой конференции ассоциации INTSOK/