Восточно-Сибирское море наиболее опасно для арктического судоходства

Das deutsche Forschungsschiff Polarstern in der zentralen Arktis, Aufnahme von der Sommer-Expedition 2015 The German research vessel Polarstern during an expedition into the central Arctic Ocean.

Риск возникновения происшествий, связанных с судами, в разных арктических морях неодинаков. Наиболее опасным в этом плане считается Восточно-Сибирское море.

Восточно-Сибирское море считается наиболее опасным в части риска столкновений, затоплений и посадок на мель в основном по причине сложных ледовых условий, среди которых можно назвать более раннее и быстрое льдообразование в конце летнего периода, сообщается в материале High North News

Зимы в этом регионе очень холодные, средняя температура воздуха в этот период составляет −30°C, и вся поверхность моря при этом покрывается льдом. Кроме того, в летний период половина ледяного покрова сохраняется, что разительно отличает это море, например, от Баренцева моря, которое летом полностью освобождается ото льда.

Более того, Восточно-Сибирское море является наиболее мелким из всех морей, по водам которых проходит Северный морской путь: его средняя глубина составляет всего 52 метра. В довершение всего этому морю свойственны суровые погодные условия, а также наличие удаленных и неизученных областей.

Баренцевом море риска меньше

Баренцево море, напротив, наименее опасно в плане вероятности столкновения судов и их затопления. Однако следует отметить, что вероятность затопления судов очень низка во всех пяти районах. Если говорить о вероятности посадки на мель, то Чукотское море, море Лаптевых, Карское и Баренцево моря в этом отношении схожи. Авторы также считают, что в целом чрезвычайные происшествия на СМП довольно редки в сравнении с другими морскими районами.

Арктическое судоходство получает все больше внимания

Согласно проведенному исследованию, судоходство в Арктике выходит на первые места политической повестки дня по причине имеющихся в Северном Ледовитом океане запасов природных ресурсов, более коротких судоходных маршрутов и отсутствия пиратства. Однако из-за потенциальной опасности чрезвычайных происшествий, вызванных холодными и неблагоприятными погодными условиями, очень важно определить будущие риски таких происшествий с учетом увеличения объемов судоходства в этом регионе.

В качестве примера авторы рассмотрели случай нефтяного танкера, идущего по Северному морскому пути (СМП). Далее было изучено три различных сценария происшествий, которые могут возникнуть во время движения по арктическим маршрутам, а именно столкновение судов, затопление судна и посадка на мель. «Столкновения судов могут происходить как с плавающим льдом или айсбергами, так, например, и с сопровождающим ледоколом», — рассказал новостному агентству High North News д-р Рузбех Аббасси, сотрудник инженерной кафедры научно-инженерного факультета Университета Маккуори, расположенного в австралийском Сиднее.

Внимание к Северному морскому пути

Проведенное исследование было посвящено Северному морскому пути (СМП), настойчиво продвигаемому в последнее время в качестве нового торгового маршрута, призванного соединить крупнейшие азиатские и европейские порты, но в то же время обладающему такими недостатками, как экстремальные температуры, дрейфующие льды, многолетние льды и резкие смены погодных условий.

Исследователи обратили пристальное внимание на пять морей, по которым проходит СМП, а именно Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море и Чукотское море, приняв во внимание различные природные и рабочие условия, свойственные этим морям – в диапазоне от дрейфующих льдов, естественных препятствий, совместного влияния ветров и волн до возможности получения помощи в чрезвычайных ситуациях.

Новая модель оценки риска

В работе предлагается новая модель оценки риска, проливающая свет на причины морских происшествий на СМП и позволяющая оценить риски судоходства по арктическим маршрутам. «Основной целью этой модели является оценка риска, связанного с морскими перевозками в арктических водах с учетом рабочих и природных факторов, свойственных именно этому региону», — рассказал д-р Аббасси, один из авторов этого исследования, агентству HNN.

Инновационной особенностью этой модели является то, что она была разработана с использованием самых свежих данных о различных условиях волнения и скорости ветра, полученных напрямую с метеорологических станций, расположенных в Арктике. «Таким образом, эта модель может быть обновлена в любое время с учетом новейших данных наблюдений имеющихся природных и рабочих факторов и тем самым будет обеспечивать более точную оценку риска, связанного с судоходством», — объясняет д-р Аббасси.

Более того, до настоящего времени ни в одном из исследований рисков не производилось деление СМП на различные регионы. При этом новая методика проведения исследований позволяет учитывать различия в условиях окружающей среды в различных морских районах СМП.

Из-за чего происходят происшествия с судами

На работу судов влияют различные рабочие и природные факторы. Рабочие факторы включают такие человеческие факторы, как усталость, недостаточность технических знаний о судовых системах, недостатки связи и взаимодействия, неидеальность подходов, методик и стандартов, а также ошибки в судовождении. В числе других факторов можно назвать ошибки буксирного сопровождения, отказы судового оборудования, такие как потеря питания в опасных районах или потеря судном хода.

Природными факторами, зачастую становящимися причиной происшествий с судами, являются высота волн, скорость ветра, морские течения, температура наружного воздуха, суровые погодные условия и различные степени обледенения по маршруту СМП. Основным фактором, ведущим к происшествиям, оказались ледовые условия –  такие как наличие дрейфующих льдов и невыявленных участков многослойного льда. Сочетание этих факторов также представляется важным: большая скорость ветра и дрейфующие льды совместно могут стать причиной опасной ледовой обстановки.

Меры по снижению риска

Авторы исследования пришли к выводу, что раннее напоминание о необходимости принятия мер по предотвращению и снижению риска является ключевым условием для повышения общей безопасности морских перевозок. «На основании проведенного нами исследования ответственные лица могут определить основные факторы риска, которые способны влиять на судоходство в водах Арктики, — объясняет д-р Аббасси. — Для снижения риска для морских перевозок в Арктике профессионалы из числа руководства могут сделать ставку на проведение дополнительного обучения и повышение уровня технических знаний в процессе подготовки судов к работе в арктических водах».

Это исследование также может помочь в подготовке к плаванию в различных условиях разных географических районов, по которым проходит СМП. «Наше исследование позволило определить, что Восточно-Сибирское море опасно по всем трем названным типам происшествий. Поэтому данный регион заслуживает большего внимания со стороны ответственных руководителей», — подводит итог д-р Аббасси.



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru