Экологи призвали «Эксон» отказаться от опасных для китов планов

854f562d-37bb-4467-8524-73af3b3fc98c_1

Независимый мониторинг подтвердил нарушения компании «Эксон» при транспортировке грузов у залива Пильтун. Деятельность оператора «Сахалин 1» угрожает серым китам.

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Международный фонд защиты животных (IFAW) и «Экологическая вахта Сахалина» направили в Росприроднадзор и «Эксон Нефтегаз Лимитед» результаты общественного мониторинга за транспортными операциями нефтегазовой компании летом 2016 года у залива Пильтун, расположенного на северо-восточном побережье Сахалина. В обзоре обобщены факты природоохранных нарушений оператора проекта «Сахалин 1».

Перевозка грузов в залив Пильтун продолжалась в период с 14 июня по 2 августа 2016 года, всего было проведено 11 буксируемых барж. Общественные природоохранные организации вели мониторинг транспортных операций как на месте с берега, так и с помощью веб-сервиса MarineTraffic, позволяющего следить за передвижениями судов через интернет.

Экологи выяснили, что «Эксон НЛ» неоднократно нарушал требования проектной документации и собственного Плана защиты морских млекопитающих. В частности, компания превысила количество используемых буксиров – вместо 5 использовалось до 8 судов одновременно. Транспортные операции проводились преимущественно ночью и в туман, хотя в условиях ограниченной видимости они должны быть сведены к минимуму. Буксиры регулярно нарушали ограничение скорости в 5 узлов, развивая ее до 10–13 узлов. Район осуществления судоходства не ограничился морским коридором шириной до 1 км, вместо этого буксиры совершали множество перемещений за его пределами, регулярно заходя в особо чувствительную зону – участок пастбища с повышенной концентрацией самок с детенышами южнее входа в залив, а также курсируя в пределах пастбища на север на расстояние до 20 км. Большинство таких перемещений происходили ночью.

Все это создавало высокий риск столкновения судов с китами, препятствовало выполнению мер смягчения воздействия на них и резко повышало фактор беспокойства и шумового «выдавливания» китов из важнейшего кормового района. Анализ распределения млекопитающих показал, что большинство животных, особенно самки с детенышами, покинули наиболее важную и продуктивную часть своего подводного пастбища в районе входа в залив Пильтун и ушли значительно южнее.

В 2017 году планируется проводка еще не менее 7 барж в районе обитания редких китов, поэтому общественные природоохранные организации призывают Росприроднадзор в связи с допущенными нарушениями отменить положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту транспортировки.

Экологи также обращаются к «Эксон НЛ» с предложением составить отдельный проект назавершение транспортных операций по другому варианту – с разгрузкой грузов в порту Москальво на северо-западе Сахалина и их перевозкой на Пильтунскую косу по уже существующим автомобильным дорогам. «Если компания примет такое решение, это даст не только большой природоохранный эффект для сохранения китов, но и станет существенным вкладом в загрузку местного порта, модернизацию дорог и обеспечение работой местного населения», – считает Дмитрий Лисицын, руководитель «Экологической вахты Сахалина».

«Научная экспедиция IFAW по изучению серых китов, работающая в заливе Пильтун в летние месяцы, собрала много научно обоснованных доказательств того, что работы с нарушением требований по обеспечению экологической безопасности являются реальной угрозой для существования популяции этих редчайших  китов, — говорит Мария Воронцова, директор представительства в России Международного фонда защиты животных IFAW. – Только совместными усилиями природоохранных  организаций, общественности и нефтяников возможно  стабилизировать и сохранить уникальную, так называемую «западную» популяцию серых китов».

«Мы ожидаем, что в Год экологии в России будет законодательно закреплен такой важный инструмент превентивного снижения экологических рисков, как стратегическая экологическая оценка, – говорит Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической политике ТЭК. – Если бы СЭО применялась на этапе проработки проектов «Сахалин 1» и «Сахалин 2», многих экологических конфликтов можно было бы избежать».

Планы по доставке грузов через залив Пильтун были опубликованы «Эксон НЛ» еще в 2013 году и сразу вызвали резкую критику общественности. За всю 20-летнюю историю освоения сахалинского шельфа впервые планировалось активное судоходство в границах Пильтунского кормового района исчезающей западной популяции серого кита, причем с использованием самых шумных судов – буксиров. Всего предполагалось провести 18 барж с грузом до 3000 т каждая из Охотского моря в залив Пильтун в течение летних сезонов 2016–2017 гг. «Эксон НЛ» с большим трудом смог получить положительное заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), а заключение общественной экологической экспертизы было отрицательным.

/WWF/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru