Политический прорыв открывает Китаю дорогу в арктическую Норвегию

brende-chinesefmwangyu-frode-overland-andersen

«Это открывает прекрасные возможности для сотрудничества», – сказал министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде на этой неделе после прорывных переговоров в Пекине.

Договор готовит почву для переговоров по соглашению о свободной торговле. А кроме того, подчеркнул министр, открываются возможности для широкого сотрудничества по вопросам климата и Арктики.

«Нормализация наших отношений – результат долгих, кропотливых дипломатических усилий на различных уровнях», – отметил он в пресс-релизе, выпущенном после встреч с премьер-министром Ли Кэцяном и министром иностранных дел Китая Ваном И.

Политические отношения между двумя странами были практически заморожены в 2010 году, когда норвежский Нобелевский комитет присудил Премию мира правозащитнику Лю Сяобо. Китайские власти незамедлительно заблокировали двусторонний бизнес и торговлю, оставив ни с чем норвежские компании.

В сделанном на этой неделе совместном заявлении говорится, что правительство Норвегии «целиком и полностью уважает социальную систему и путь развития Китая, высоко оценивает историческое и беспрецедентное развитие, которое он продемонстрировал». Говорится также, что Норвегия «сделает всё возможное, чтобы избежать какого бы то ни было ущерба для двусторонних отношений в будущем».

Несмотря на шестилетний простой, между двумя странами продолжались контакты и переговоры по арктическим вопросам. Посол Китая в Норвегии неоднократно бывал в норвежских городах Тромсё и Киркенес. На норвежском архипелаге Шпицберген продолжала работу китайская научно-исследовательская станция «Жёлтая река». Весной этого года норвежская компания «Henriksen Shipping» подписала договор о сотрудничестве COSCO (Китайской океанской судоходной компанией) в вопросах морских перевозок.

Всё лето 2016 года COSCO использовала порт Киркенеса, проводя широкомасштабные сейсмические съёмки в российских арктических морях.

По мнению Рюне Раутио, эксперта из исследовательской компании «Акваплан-Нива», новый договор, безусловно, отразится на норвежско-китайских отношениях в Арктике.

«Теперь главный барьер снят, и стороны могут начать разговор», – говорит в он в интервью Barents Observer’у.  Киркенес, по его мнению, может серьёзно выиграть от нового договора, и местным властям пора включаться в диалог с заинтересованными сторонами в Пекине.

«С китайской стороны всё готово», – подчёркивает он.

В Пекине, уверяет Раутио, проявляют безусловный интерес к северным инфраструктурным проектам, в том числе к проекту железной дороги из финской Лапландии на норвежское арктическое побережье, а также к проекту оптоволоконного кабеля через российский Северный морской путь. Но воплощение этих проектов отстоит на многие годы, подчёркивает он.

Китай в настоящее время становится всё более важным игроком на российском Севере. Китайские компании сделали значительные инвестиции в проект «Ямал СПГ». За последние два года пароходные компании вроде COSCO осуществили львиную долю перевозок по Северному морскому пути. В 2016 году COSCO отправила транзитом по Севморпути пять судов, поставив собственный рекорд.

 

/thebarentsobserver.com/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru