Севморпуть: как Россия завоюет Арктику

Елена Смирнова, 20 сентября 2015 г., gazeta.ru

01

Без развития Севморпути будущее России в Арктике окажется под большим вопросом. Каждый пятый предприниматель приарктической зоны связывает развитие своего бизнеса с этим маршрутом. Впрочем, помешать реализации этих планов, могут как общестрановые проблемы, такие как экономический спад, так и негативные явления — недостаточное финансирование и коррупция.

Без Севморпути развитие приарктических регионов России стоит под вопросом. Именно поэтому так важно обеспечить надежное круглогодичное транспортное функционирование этого маршрута, заявил глава Делового совета Госкомиссии по вопросам развития Арктики Сергей Шишкарев в ходе первого заседания 18 сентября. Шишкарев подчеркнул, что очень важно повысить инвестиционную привлекательность арктического региона для бизнеса. Это позволит привлечь частные инвестиции в Арктику и объединить усилия государства и бизнеса для развития этого региона. Но без развитой транспортной инфраструктуры сделать это будет проблематично.

Предприниматели российских северных регионов заинтересованы в развитии Северного морского пути.

Каждый пятый предприниматель приарктической зоны связывает развитие своего бизнеса с Севморпутем.

Такие данные приводятся в социологическом опросе, охватившем 814 респондентов и проведенном Фондом общественного мнения в августе 2015 года. Согласно полученным данным, бизнес российского севера активно интересуются этими вопросами (на 25% выше среднего) и видят в этом развитии пользу для своей компании (на 28% выше среднего).

Более половины участников опроса уверены, что в ближайшие годы в развитии Арктики будут достигнуты большие успехи.

Помешать реализации этих планов, по мнению респондентов, могут как общестрановые проблемы, такие как экономический спад, так и негативные явления — недостаточное финансирование и коррупция.

Пока что предприниматели негативно оценивают состояние экономик своих регионов, при этом негативные настроения преобладают в Северо-Западном регионе (Архангельская и Мурманская область) и на Дальнем Востоке.

Севморпуть начал эксплуатироваться в 1932 году. Маршрут может рассматриваться как альтернатива транспортным артериям, проходящим через Суэцкий канал. Севморпуть является кратчайшим путем между портами стран Западной Европы, России, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Расстояние от японской Иокогамы и Мурманском через Севморпуть составляет 5770 миль против 12840 миль при проходе через Суэцкий канал.

В планах российских властей – увеличение грузопотока через Севморпуть до 80 млн т к 2030 году.

Главный конкурент российского маршрута – египетский Суэцкий канал, через который ежегодной проходит около 1 млрд т грузов, что составляет 10% от всех мировых перевозок. За счет этого Египет получает $5,3 млрд ежегодно, а за счет открытия в этом году канала-дублера поступления в египетский бюджет увеличатся более чем в два раза в течение ближайших лет.

Интерес к северному маршруту, способному составить конкуренцию Суэцкому каналу, уже выразили Китай, Япония и Южная Корея. Китайская сторона уже заявила о готовности воспользоваться Севморпутем для транспортировки до 10-15% внешнеторговых грузов, а это около $350 млрд. в год. Китай уже сегодня является самой активной страной, использующей Севморпуть после России. За последние 4 годы они перевезли этим маршрутом более 900 тыс. т грузов, отметил гендиректор «Корпорация развития Камчатского края» Николай Пегин.

Задача по освоению Севморпути имеет важнейшее стратегическое значение для государства. «Организация транспортной магистрали в Арктике не только позволит освоить новый международный транспортный маршрут между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, но и будет способствовать укреплению связей между Дальним Восток России и ее европейской частью, — считает Пегин. – А это даст дополнительный импульс в развитие регионом Арктической зоны, обеспечит российское присутствие в Арктике и откроет доступ к ее ресурсному потенциалу».

Помимо отраслей энергетики, нефтегаза и грузоперевозок Севморпуть способен стать драйвером роста для туризма.

Наиболее перспективными направлениями могут стать экологический и экстремальный виды туризма, которые подразумевают, в том числе, посещение национальных парков, заповедников, наблюдение за животными в местах их естественного обитания, отметил ведущий консультант Ростуризма Алексей Юраков. Есть потенциал у арктическогорегиона и в плане развития этнографического и культурологического видов туризма. Эти земли населены малочисленными коренными народами Севера, которые сохранили самобытную культуру, традицию и обряды — это тоже привлекает туристов.

 Но и туризм без увеличения транспортной доступности арктических регионов не сможет развиваться, подчеркнул Юраков.

Он добавил, что российская арктическая зона занимает около 20% территории России, но несмотря на такие большие территории более 90% туристского потока в Арктику (более 2 млн человек в год) приходится на северную Европу, а не Россию.

Для сравнения: в год Шпицберген посещает 80 тыс. человек, тогда как на земле Франца-Иосифа — чуть более тысячи человек.

/http://m.gazeta.ru/business/2015/09/20/7767083.shtml/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru