Владимир Кириллов.

V_Kirillov_x220Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации невозможно без обеспечения экологической безопасности хозяйственной деятельности. Экологические проблемы Арктики, в силу её природно-географических особенностей, имеют высокую вероятность перехода из региональных в глобальные.

Увеличение антропогенной нагрузки в арктическом регионе, связанно, прежде всего, с интенсивной разработкой и освоением месторождений углеводородного сырья, а также проблемой обеспечения безопасности его транспортировки. Осуществление федерального государственного экологического надзора направлено на предупреждение, выявление и пресечение экологических правонарушений. Службой осуществляются надзорные мероприятия в форме плановых и внеплановых проверок хозяйствующих субъектов, а также рейдовые мероприятия. Для аналитического и лабораторного сопровождения надзорной деятельности Служба привлекает аккредитованные экспертные учреждения.

Следует учитывать, что огромные размеры арктических территорий, а также их труднодоступность и суровый климат значительно усложняют осуществление надзорных мероприятий. Деятельность Службы нацелена не только на решение сегодняшних, остро стоящих проблем, но и на предупреждение возможного экологического вреда в будущем, что обеспечивает институт государственной экологической экспертизы.

Росприроднадзор осуществляет надзор на особо охраняемых природных территориях федерального значения (ООПТ), которые занимают около 7% от всей площади Арктической зоны. В границы особо охраняемых природных территорий российской Арктики входят и участки морской акватории.

OOPT_x660

Создание ООПТ является весьма эффективной формой природоохранной деятельности. За последние три года были созданы два национальных парка: «Русская Арктика» в Архангельской области и «Берингия» в Чукотском автономном округе. Планом мероприятий по реализации концепции развития системы ООПТ на период до 2020 г., предусмотрено создание ещё одного заповедника в Республике Саха (Якутия) и трёх национальных парков в Архангельской, Мурманской областях и Чукотском автономном округе.

Эти территории играют важнейшую роль для сохранения популяций многих редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, в том числе путоранского снежного барана, лаптевского моржа, китов, стерхов и, конечно, белых медведей. По экспертным данным, сейчас в мировой Арктике насчитывается около 25 тыс. белых медведей. Из-за процессов глобального потепления, загрязнения природной среды, избыточной охоты и браконьерства их численность неуклонно снижается. По оценке учёных, в ближайшие 30 лет мировая популяция белых медведей может сократиться на 50%.

Росприроднадзор является административным органом Российской Федерации по организации выполнения обязательств российской стороны в рамках Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения – СИТЕС. Соединённые Штаты Америки при поддержке Российской Федерации на 16-й Конференции сторон СИТЕС предложили запретить международную торговлю белым медведем в рамках Конвенции СИТЕС. Однако, к сожалению, предложение принято не было.

Наибольшую озабоченность вызывает «экологически опасная точка», входящая в Арктическую зону – Норильский промышленный район. Выбросы ОАО ГМК «Норильский никель» составляют порядка 90% от общего количества выбросов в Арктической зоне. Выброс значительного объёма загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями Норильского промышленного района отрицательно сказывается на функционировании северных экосистем, что привело к повреждению и угнетению растительного покрова в тундре и лесотундре на площади 7,5 млн га. Общая площадь погибших лесов в районе Норильского промышленного района, по экспертным данным, составляет более 600 тыс. га.

В связи с невозможностью соблюдения предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, для предприятия установлены временно согласованные выбросы. С целью снижения существующих уровней загрязнения атмосферы до допустимых сформирован план мероприятий по снижению негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Реализация этого плана позволит снизить валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу от первоначального более чем на 20% к 2014 г. Однако это не позволит достичь предельно-допустимого уровня выбросов. В связи с чем, в дальнейшем предусматривается продолжение осуществления работ по их снижению. Росприроднадзором запланирована комплексная проверка ГМК «Норильский никель» в 2014 г.

Одним из приоритетных направлений деятельности Службы является надзор на континентальном шельфе. Освоение месторождений углеводородов в акваториях морей является наиболее опасным видом хозяйственной деятельности. Добыча и транспортировка углеводородного сырья сопряжена с вероятностью аварий и катастроф на объектах обустройства морских нефтегазовых месторождений. Шельф арктических морей включает в себя шельфы Баренцева, Печорского, Карского, Чукотского, Восточно-Сибирского морей и моря Лаптевых. Возникновение нештатных и аварийных ситуаций на объектах хозяйственной деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации в условиях природно-климатических особенностей Арктики может нанести непоправимый вред окружающей среде.

LizensRF_x660

В настоящее время на шельфе арктических морей выдана 81 лицензия на пользование недрами, более половины из них приходится на долю ОАО «Газпром» и ОАО «НК «Роснефть». Плановая проверка «Газпрома» проведена Росприроднадзором в июне 2012 г. Основным нарушением условий пользования недрами явилось невыполнение объёма работ по разведочному бурению. Также компанией не был представлен на согласование и экспертизу проектный документ первой стадии разработки Обского месторождения. Выданы соответствующие предписания об устранении нарушений, наложены штрафы. Плановая проверка НК «Роснефть» проводится Росприроднадзором в настоящее время. Проверки «Газпром нефть шельф» и «Арктикшельфнефтегаз» внесены в проект плана контрольно-надзорной деятельности на 2014 г. Экологическая безопасность при освоении месторождений углеводородов на шельфе арктических морей обеспечивается правовым институтом государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), в рамках которой устанавливается соответствие документации требованиям национального законодательства в области охраны окружающей среды.

Госэкологоэспертиза организуется и проводится Росприроднадзором с октября 2010 г. За истёкший период Службой проведены экспертизы по 134 объектам, связанным с освоением месторождений углеводородов в северных морях (программы морских инженерных изысканий, в том числе комплексных; проекты строительства скважин, инфраструктурных объектов). Подготовлено 69 положительных заключений и 14 отрицательных заключений. На рассмотрении на текущий момент находятся 40 материалов. В соответствии с законом о государственной экологической экспертизе, в целях обеспечения качественного её проведения сформирован реестр внештатных независимых экспертов.

Для участия в экспертизе документации по освоению месторождений углеводородов в северных морях привлекается более 80 специалистов, обладающих знаниями в области технологии добычи углеводородов, геологии, биологии морских млекопитающих, ихтиологии, представляющих ведущие научные учреждения страны.

С вступлением в силу Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» госэкологоэкспертизе стали подлежать планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые рассматриваются как самостоятельные объекты экспертизы, так и в составе проектной документации, которая предусмотрена законодательством РФ о недрах.

Запрещается деятельность по освоению месторождений углеводородов во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе в отсутствие утверждённого в установленном порядке и имеющего положительное заключение экспертизы плана ЛАРН. При проведении экспертизы учитывается наличие особо охраняемых природных территорий в зоне предполагаемого месторождения углеводородного сырья. На настоящий момент, основными причинами выдачи отрицательных заключений являются отсутствие или низкое качество материалов инженерных изысканий, программ производственного экологического контроля (мониторинга), а также отсутствие обоснования технических решений, обеспечивающих рациональное использование и охрану водных объектов.

Минрегионом России подготовлен проект госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г.». Росприроднадзор отсутствует среди участников госпрограммы. Вместе с тем, программа предусматривает принятие мер по повышению эффективности федерального экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Арктической зоны. Считаю целесообразным включить Росприроднадзор в число основных участников программы, предусмотрев мероприятия по строительству природоохранного флота для технического обеспечения экологического надзора на море. Необходимо строительство 8 судов ледового класса для работы на шельфе арктических морей. Решение данной задачи, крайне важно, так как интерес к разработке природных ресурсов Арктики будет только возрастать. Предложение по строительству современного природоохранного флота поддержано председателем правительства Д. А. Медведевым в рамках Морской коллегии.

Подводя итоги, необходимо отметить, что главными задачами в обеспечении экологической безопасности Арктической зоны являются:

  • восстановление системы государственного мониторинга состояния окружающей среды в Арктике. Формирование банков данных на основе современных информационных технологий;
  • разработка и внедрение новых техники, технологий и материалов, адаптированных к природно-климатическим условиям Арктики;
  • организация на должном уровне экологического надзора за предприятиями, осуществляющими деятельность в Арктической зоне;
  • снижение объёмов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод в водные объекты, а также накопления отходов производства и потребления путём внедрения на предприятиях наилучших существующих технологий;
  • создание на современной технологической основе специализированных автоматизированных технических средств для изучения региона, ледовой, гидрометеорологической и геофизической обстановки;
  • решение вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности при добыче и транспортировке углеводородов на шельфе арктических морей.

/По материалам III Международного форума «Арктика: настоящее и будущее»/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru