Севморпуть меняет расстановку сил в АТР.

Игорь Пономарев, ТПП-Информ, 19 июня 2013

Отыкрытие Северного морского пути для торгового мореплавания может в ближайшее время сильно повлиять на транспортные маршруты в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эксперты уверены, что переориентация товарных потоков с традиционного пути через Суэцкий канал на более короткий по Северному морскому пути может привести к возникновению новых международных транспортных узлов.

Varandey_Ledokol_x660

Власти Южной Кореи намерены в августе осуществить проект по доставке грузов из Европы в Корею, используя Северный морской путь. Об этом на днях сообщила министр океанских ресурсов и рыболовства Кореи Юн Чжин Сук. Проект уже прошёл стадию обсуждения с ведущими судоходными компаниями страны. По словам министра, компании, которые примут участие в пилотном проекте доставки грузов через Северный полюс, правительство предоставит такие льготы, как снижение или освобождение от портовых сборов.

Возможность использовать высокоширотный маршрут для торговых перевозок выгоден Корее. По заключению корейских экспертов, в случае начала эксплуатации этого маршрута южнокорейский порт Пусан и порты на западном побережье Японии могут превратиться в новые узлы глобального морского судоходства и оттянут на себя значительную часть грузооборота, который сегодня идет через Сингапур и Гонконг.

В Тюменской области в настоящее время прорабатывается возможность прокладки нового транспортного маршрута «Тюмень – Сабетта – Китай». Первая экспериментальная экспедиция уже запланирована на нынешнее лето.

Толчок этом проекту дала поездка на Ямал президента Владимира Путина, когда обсуждались планы превращения Сабетты из небольшого вахтового поселка в крупный порт, через который будет вывозиться сжиженный пригодный газ с ямальских месторождений. По словам губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина, через порт будет вывозиться древесина и металл с Урала. Уже рассматривается перспектива включения в маршрут Петропавловск-Камчатского. Ямальский губернатор предполагает возможность закупки на Камчатке морской рыбы и доставки её на Ямал для переработки на Салехардском комбинате. По его мнению, это может стать стартом для развития новых межрегиональных связей между «северами» и Дальним Востоком.

То, что Россия намерена быстро развивать транспортные возможности северных морей, недавно получило подтверждение в ходе заседания Совета Баренцева моря. Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на нем, подчеркнул, что принципиальное значение имеет развитие транспортных коммуникаций, в частности, коммерческое освоение Северного морского пути. По мнению Дмитрия Медведева, это особенно актуально, так как за последние три года объём грузоперевозок по нему увеличился в 10 раз.
Со своей стороны премьер подчеркнул, что «Россия будет модернизировать береговую и портовую инфраструктуру, будет развивать современные системы мониторинга, навигации и связи».

Уже сегодня по Северному морскому пути перевозится большой объем грузов. Как отметил Дмитрий Медведев, сейчас Северным морским путем перевозится 4 млн тонн грузов. Поэтому «цифра в районе 10 млн т является абсолютно нормальной, но она может быть и больше», – сказал он.

Arc-00029_x660

Слова премьера подтверждают и учёные. Генеральный директор Центрального НИИ морского флота Всеволод Пересыпкин предполагает, что объём грузоперевозок по Северному морскому пути к 2025 г. может составить 60–65 млн т в год.

Для этого вдоль всего пути Россия создаёт системы безопасности. По данным, которые сообщил глава МЧС России Владимир Пучков, предполагается создание в Арктике десяти спасательных центров, которые будут прикрывать Северный морской путь, а также обеспечивать безопасность шельфовых месторождений. При этом три центра будут представлять из себя мощные комплексы с авиацией, специализированной техникой, которая способна проводить работы в сложных арктических ситуациях.

По словам Владимира Пучкова, все десять подразделений будут аварийно-спасательными формированиями. Помимо обеспечения безопасности населения, они станут осуществлять и прикрытие Северного морского пути во взаимодействии с морскими спасательными центрами и другими структурами.

Однако к работе на северных маршрутах готовятся не только российские моряки. По данным ЦНИИ морского флота, арктический транспортный флот в настоящее время состоит из 210 транспортных судов, из которых 168 работают под российским флагом. Общая грузоподъемность арктического транспортного флота составляет 2,5 млн т, из них грузоподъёмность флота под российским флагом – 1,4 млн т. Однако сколь долго продлится нынешний период оттепели в полярных широтах, никто не знает. По мнению руководителя ЦНИИ морского флота Всеволода Пересыпкина, в ближайшее десятилетие может наблюдаться уменьшение количества и толщины льда в Арктике, но затем наступит похолодание, которое продлится до 60-х годов нынешнего века.

/http://tpp-inform.ru/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru