Богатства Арктики привлекают «новых полярников».

18 февраля 2013 г. Игорь Пономарев, ТПП-Информ. Таяние ледников Северного Ледовитого океана уже не вызывает споры. Экологи говорят о грядущих изменениях мирового климата, приполярные государства готовятся к разработке залежей полезных ископаемых на шельфе, в то время как страны, никогда не заявлявшие о себе в высоких широтах, стремятся получить свою долю недр полярных районов.

TPP1361187376_1_x300Одним из первых о своих претензиях на участие в полярной деятельности заявил Китай. Каждые два года в районе Северного полюса высаживается китайская научная экспедиция. В прошлом году Северным морским путём прошёл ледокол «Сюэлун» («Снежных дракон»). Он впервые прошёл вдоль всего северного побережья России. А на будущий год запланированы ходовые испытания ещё одного ледокола китайской постройки, который обещает быть мощнее «Сюэлуна», а радиус его действия составит около 20 тыс. морских миль.

Но Китай – не единственное государство, которое не омывается Северным Ледовитым океаном, но заявляет о своих интересах в этом регионе. В последние годы число таких стран заметно выросло. Среди них оказались Индия, Германия, Япония, Бразилия. Эксперты предполагают, что их интерес к ледовому безмолвию носит не только научный характер.

До сих пор число членов Арктического совета определялось исключительно географией, ведь только у США, Канады, Норвегии, Швеции, России, Дании, Финляндии и Исландии были территории, лежащие за Полярным кругом. Другие страны могли получить статус разового наблюдателя, и этим часто пользовался Китай. Но теперь Пекин добивается для себя статуса постоянного члена Арктического совета. Причём совсем недавно Норвегия, одна из принципиальных противников принятия Поднебесной в Арктический совет, не стала возражать против предоставления Китаю статуса постоянного наблюдателя. На статус наблюдателя претендуют также Южная Корея, Сингапур, Индия, а по неофициальной информации и Япония. Ожидается, что решение по этому вопросу будет приниматься на министерском совещании совета, запланированном на май этого года.

Основной мотив для получения статуса наблюдателя в Арктическом совете – климатические изменения, на которые влияют тающие полярные льды. Не скрывают, что вторая причина – интерес к коммерческому плаванию по Северному морскому пути. Но эксперты предполагают, что статус наблюдателя в Арктическом совете нужен этим странам для того, чтобы в нужный момент принять участие в дележе месторождений шельфа Северного Ледовитого океана.

По некоторым подсчётам, на территории, очерченной Северным полярным кругом, сосредоточено около четверти всех неразведанных запасов углеводородов. Есть там залежи других полезных ископаемых, причём в количестве, достаточном для их промышленной разработки. Поэтому внимание к Арктике в ближайшие годы будет только возрастать.

В наступившем году кресло председателя Арктического совета будет занимать Канада. Её министр по делам Арктического совета Леона Аглуккак уже заявила, что приоритеты организации в ближайшие годы сосредоточатся на развитии в интересах жителей Севера. Среди этих задач – ответственная добыча ресурсов, безопасное судоходство и обеспечение устойчивости сообществ людей в приполярном регионе. Международные экологические организации, такие как Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Гринпис, считают, что добыча нефти в высоких широтах недопустима, так как любая авария способна стать мировой катастрофой. Ведь разлившуюся под лёд нефть собрать будет практически невозможно.

Но коммерческое мореплавание по Северному морскому пути будет развиваться, так как путь из Роттердама в Йокогаму по нему на 5 тыс. миль короче, чем традиционный через Суэцкий канал. К тому же в северных широтах нет пиратов.

В настоящий момент проводку судов по Северному морскому пути осуществляют атомные ледоколы, находящиеся в ведении госкорпорации «Росатом». Это четыре двухреакторных ледокола «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», два однореакторных ледокола «Таймыр» и «Вайгач» с неглубокой осадкой, а также пять плавучих технических баз обслуживания.

Однако их число будет увеличиваться. На Балтийском заводе уже заложен новый универсальный атомный ледокол, который будет способен преодолевать лёд толщиной 2,8 м. Он будет предназначен для эксплуатации для эксплуатации в западном районе Арктики, в том числе в Баренцевом, Печорском и Карском морях, на мелководных участках Енисея и Обской губы. В 2010 г. по Севморпути прошло транзитом всего 26 судов общим тоннажем в 835 тыс. т, и есть все основания рассчитывать на оживление судоходства в этом районе.

/www.tpp-inform.ru/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru