«Успешная работа в Арктике возможна лишь на условиях ГЧП»

125

Андрей Брыксенков, РГО, Полярная комиссия, Председатель Консорциума «ЦРТП»

Стратегией развития российской  Арктики становится реализация Государственных и федеральных целевых программ. В одиночку бизнесу Арктику осваивать почти невозможно. Успешная работа в этом отдаленном от Большой земли макрорегионе с экстремальными климатическими условиями возможна лишь на условиях государственно-частного партнерства. Рассматривается вопрос инвестирования как отечественными, так и зарубежными частными компаниями.

Если потенциальные инвесторы будут знать степень участия государства в развитии Севера, тогда они смогут планировать вложение своих активов в освоение Арктической зоны. И это будут не только инвестиции «из кармана», но и банковские заемные деньги. А для банков, российских и зарубежных, очень важно, чтобы промышленное освоение способствовало возмещению средств.

Таким образом, по нашему мнению, прогноз динамики развития регионов (демография, занятость, логистика, телекоммуникации) должен стать красной нитью всех индексов в Арктике. А это невозможно  сделать без учёта государственных программ развития Арктики.

Напрмер, ещё 10-15 лет назад никто, кроме разработчиков, и думать не мог что на пустынном берегу полуострова Ямал, неподалёку от вахтового посёлка Сабетта возникнет крупный  логистический хаб.   Создание арктического порта, международного аэропорта, сопутствующей инфраструктуры повлекло за собой увеличение численности населения посёлка (более 22 тыс. человек), создало условия для развития бизнеса.

Постановлением от 21 апреля 2014 года №366 была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»».  Госпрограмма включала мероприятия отраслевых государственных программ Российской Федерации, реализуемые в Арктической зоне. Ответственным исполнителем госпрограммы являлся (ныне упразднённый) Минрегион России. Проект данной госпрограммы был выложен для обсуждения в свободном доступе и текст самой госпрограммы был опубликован после её принятия. Впоследствии, по ряду причин (в первую очередь отсутствие финансирования) её реализация была переведена в «статистический режим».

На сайте Госкомисии по развитию Арктики обозначены основные положения проекта обновленной государственной программы социально-экономического развития Арктики до 2020 года и дальнейшую перспективу. Ключевыми «драйверами» развития Арктики, Минэкономразвития, (министерство, которому была поручена разработка проекта программы), видит восемь опорных зон развития — по одной на каждый субъект Российской Федерации. Так, в обновленной редакции госпрограммы выделяются Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская опорные зоны.

Проект программы состоит из 7 подпрограмм, направленных на  развитие наиболее важных направлений развития данного макрорегиона, которые не нашли отражения в действующих программных документах, но в тоже время, по мнению разработчиков, влияют на комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации.

Это фактически всё, что мы о ней знаем. Доступ к проекту программы закрыт. Разделы программы имеют грифы ДСП или степени секретности. Как идти бизнесу в Арктику не зная, чего ждать от государства?



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru