- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Рисковать в Арктике нельзя.

Екатерина Шандрыголова, Парламентская газета «Тюменские известия», №66 (5743), 16 апреля 2013 г.

В Салехарде завершилась Международная конференция «Обеспечение техногенно-экологической безопасности в Арктике: пути решения». В ней приняли участие представители государств, входящих в Арктический совет: России, Дании, Исландии, Канады, Норвегии, США, Финляндии, Швеции. В составе российской делегации – секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, советник Президента РФ Александр Бедрицкий, специальный представитель президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров и другие.

OriginalArcticCouncilBarneo_x660 [1]

Вместе с губернатором ЯНАО Дмитрием Кобылкиным часть гостей отправилась на российскую пограничную заставу «Нагурское», что на Земле Франца-Иосифа, а затем на дрейфующую ледовую базу «Барнео» и Северный полюс. Там они обсудили перспективы международного сотрудничества для предотвращения чрезвычайных ситуаций в Арктике, вопросы безопасности мореплавания и экологической безопасности Севморпути. Главными темами для двух других групп, работавших на территории Ямала, стали вопросы щадящего ресурсного освоения арктических регионов и сохранения арктических экосистем.

Комментируя визит российских и международных представителей, губернатор автономии Дмитрий Кобылкин отметил: «Ямал готов выступить объединяющей площадкой, где будут сконцентрированы новейшие научно-практические модели, механизмы и методы для развития и сохранения Арктики». Выступая на конференции, он напомнил, что Ямалу принадлежит ключевая роль в реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ, утверждённой президентом. «Регион выходит на новый этап промышленного освоения. Поэтому логично, что проблемы техногенно-экологической безопасности мы обсуждаем на ямальской земле», – заявил глава округа.

Он также проинформировал участников конференции о крупнейших инвестиционных проектах мирового значения, реализуемых на Ямале с учётом самых строгих экологических стандартов. «Рисковать в Арктике нельзя. Более того, необходимо понимание последствий нагрузки на окружающую среду», – подчеркнул губернатор и обозначил направления, по которым необходимо предпринимать совместные решения всех заинтересованных сторон: от арктических регионов и государств до крупных промышленных компаний и коренных жителей.

По мнению Дмитрия Кобылкина, необходимо разработать комплексную нормативно-правовую базу, позволяющую обеспечить промышленную, экологическую и пожарную безопасность при разведке, освоении и транспортировке углеводородных ресурсов в Арктической зоне. Также большое значение имеет проведение комплексных научных исследований экосистем Арктики и создание эффективной системы реагирования и ликвидации ЧС. Ещё одним шагом должно стать введение нормы обязательного страхования ответственности за загрязнение окружающей среды при эксплуатации опасных производств в Арктической зоне РФ.

Говоря о ближайших планах региона, глава ЯНАО рассказал о формировании научного центра по комплексному освоению и развитию российской Арктики: «Уже проведены предварительные переговоры с Сибирским отделением РАН и компанией «Газпром» по консолидации усилий в данном вопросе. Кроме того, учёные из 31 страны поддержали предложение создать на Ямале международный научный центр изучения Арктики. Также предлагаем рассмотреть возможность создания единого российского арктического информационного центра. Накопленная информационная база, онлайн мониторинг и техническое оснащение ресурса позволят оперативно подготовить систему для работы в интересах арктических регионов нашей страны».

Одной из ключевых тем встречи стал Северный морской путь. О его перспективах доложил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский: «Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Анализ потенциальных грузопотоков в акватории Северного морского пути показывает: основными грузообразующими отраслями для морского транспорта являются и будут являться ТЭК, металлургическая, химическая промышленность, а также потенциальные грузы мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и в области освоения арктических месторождений».

Замминистра сообщил: к 2030 г. рост грузооборота торгового мореплавания в акватории Северного морского пути может достигнуть от 50 до 80 млн т в год. Следовательно, будет увеличиваться и нагрузка на экологическую систему. Один из основных принципов эффективного природопользования в Арктике – предупреждение и снижение рисков возникновения негативного воздействия на арктические экосистемы.

/www.t-i.ru [2], фото: barneo-polus.livejournal.com/