- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Альтернативная энергия Арктики

 

20131227141916 [1]

Мировой объем энергии, производимой с помощью возобновляемых источников энергии (ВИЭ), в настоящее время уже превысил 20% от общего объема энергопотребления и, по прогнозам экспертов, будет только расти. В России этот показатель, по данным Минэнерго, составляет примерно 1%. Альтернативная энергетика может дать толчок развитию не только Дальнего Востока, но и регионов Крайнего Севера и Арктики. В настоящее время правительством созданы механизмы стимулирования ВИЭ с целью повышения энергетической эффективности этих регионов. Это касается в том числе Арктической зоны, где у России есть большие и перспективные запасы углеводородов.

Многие развитые страны, понимая конкурентоспособность ВИЭ, ежегодно наращивают инвестиции в развитие этого сектора. Согласно отчету Bloomberg New Energy Finance, в 2015 году инвестиции в ВИЭ достигли рекордного показателя за всю историю и составили $329 млрд. Лидером по развитию альтернативной энергетики стал Китай, который увеличил инвестиции в данный сектор на 17%, до отметки $110,5 млрд. Для сравнения: в США в «зеленую энергетику» было привлечено около $56 млрд, а в европейских странах с целом — $58,5 млрд. При этом общая мировая мощность ВИЭ в прошлом году составила примерно 121 ГВт. В том числе из этого объема 64 ГВт принадлежит ветрогенерационным, а 57 ГВт —солнечным энергетическим установкам.

Россия также старается привлекать инвестиции в альтернативную энергетику. Так, в развитие ВИЭ до 2024 года планируется вложить 110 млрд рублей, сообщил 17 сентября 2015 года заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер в интервью РИК «Россия-24». Он уточнил, что до 2024 года на территории нашей страны будет введено порядка 6 ГВт установленной мощности электростанций, из них где-то 3,5 ГВт —это ветровые станции, порядка 1,6 ГВт — солнечные и порядка 0,8 ГВт — малые гидроэлектростанции.

 

Арктический потенциал

В Арктике находится приблизительно 30% мировых запасов газа и 13% запасов нефти. По оценке Минприроды России начальные извлекаемые суммарные ресурсы Арктической зоны составляют 258 млрд т условного топлива. Это около 60% всех углеводородных разведанные запасы нефти в российской Арктике составляют 7,7 млрд т, газа — 67 млрд м3.

Стоит отметить, что в Арктике пока остаются неразведанными более 90% шельфа и порядка 53% территории на суше. Подавляющая часть текущих разведанных запасов нефти кат. АВС1+ С2 находится на континенте в пределах двух автономных округов: Ямало-Ненецкого — 4938 млн т (Западно-Сибирская НГП) и Ненецкого — 1057 млн т (Тимано-Печорская НГП). На территории Арктической зоны расположено 385 месторождений углеводородного сырья, в том числе 19 уникальных. Поскольку континентальный шельф играет ключевую роль в ресурсной безопасности страны, в настоящее время право получать лицензии на разработку недр арктического шельфа имеют только «Роснефть» и «Газпром», а также их дочерние общества.

Добыча нефти в Арктике в 2015 году составила 82,5 млн т (15,5% от общероссийской добычи нефти), газа — 516,2 млрд м3 (81,2%). Об этом сообщил замминистра энергетики России Кирилл Молодцов на конференции «Арктика-2016».

При этом на шельфе добыча ведется только на Приразломном месторождении в Печорском море, которое осваивает «Газпром нефть шельф». Годовая добыча нефти там составляет 869,7 тыс. т. Ожидается, что к 2035 году на российском шельфе Арктики будет добываться порядка 31—35 млн т нефти.

Самый крупный новый проект, реализуемый сейчас на территории Арктической зоны, —это «Ямал СПГ». Планируемая мощность завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) — 16,5 млн т. Строительство завода предполагается в три очереди по 5—5,5 млн т СПГ каждая. Ввод первой очереди запланирован на 2017 год.

По данным Минэнерго РФ, в ближайшей перспективе планируется ввести в разработку несколько месторождений, расположенных на суше Арктической зоны. Это Лодочное, Сузунское, Русское, Тагульское, Западно-Мессояхское и Восточно-Мессояхское нефтяные месторождения, а также Кынско-Часельский нефтяной участок и Южно-Тамбейское газовое месторождение.

 

Энергия ветра и солнца

Очевидно, что для освоения таких объемов трудноизвлекаемых ресурсов, да еще в сложных климатических условиях, потребуются эффективные решения по энергоснабжению, причем не только объектов на самих месторождениях, но и сопутствующей инфраструктуры, в том числе населенных пунктов. В этой связи ставка на ВИЭ в Арктической зоне является хорошей альтернативой традиционным источникам энергии.

Несмотря на то что строительство объектов ВИЭ из-за отсутствия масштабного производства оборудования у нас в стране обходится дороже, чем традиционные энергетические мощности, в регионах Крайнего Севера это все равно экономически оправданно. В первую очередь речь идет о развитии солнечной и ветровой энергетики. Дело в том, что в отдаленные северные регионы дотянуть электросети практически невозможно или они получатся «золотыми».

 

Эксперты Greenpeace и другие специалисты прогнозируют, что к 2030 году возобновляемые источники энергии будут удовлетворять 40% мирового спроса на энергию. При этом ни один из секторов энергетики не развивается так быстро, как ветровая и солнечная энергетика: ежегодно они растут на 30—35%.

Нельзя сказать, что в России совсем ничего не делается в этом направлении. Например, дочернее предприятие холдинга «РАО ЭС Востока» «Сахаэнерго» ведет работы по внедрению технологий возобновляемой энергетики на Дальнем Востоке и в ряде северных регионов. По словам руководителя компании Алексея Ивлева, главная цель строительства и эксплуатации объектов возобновляемой энергетики на Севере и в Арктике — экономия ресурсов при энергоснабжении потребителей. «Отдаленность и труднодоступность населенных пунктов, неразвитая инфраструктура, сложная логистика ведут к серьезному удорожанию топлива для дизельных станций. Так, около 60% себестоимости вырабатываемой электроэнергии приходится на топливную составляющую. Установка в отдаленных энергоучастках объектов возобновляемой энергетики приводит к сокращению затрат, что делает реализацию проектов ВИЭ экономически эффективной», — цитирует специалиста якутское информагентство SakhaNews.

Потенциал развития ВИЭ в Арктике просто огромен и равен почти 15-кратному потреблению всей страны, заявил заместитель министра энергетики России Антон Инюцын. «В основном это солнце и ветер. На сегодня общий объем мощности объектов ВИЭ в Арктической зоне составляет порядка 1 гигаватта», — уточнил чиновник.

Конечно, развивать ВИЭ надо, но где взять для этого средства в условиях экономической нестабильности? Ведь основным источником инвестиций в этот сектор являются нефтегазовые компании, которые на фоне низких цен нефти вынуждены сокращать инвестиции в свои новые проекты, а освоение трудноизвлекаемых запасов Крайнего Севера пока откладывается на неопределенный срок из-за санкций, сделавших зарубежное оборудование и технологии недоступными.

По оценкам экспертов, в 2014 году, еще до начала кризиса, объем российского рынка возобновляемых ресурсов составлял $11,2—13,5 млрд. Для того чтобы привлечь такие средства, необходимо искать частных инвесторов, но тут без государственной поддержки не обойтись — ведь любые инвесторы хотят иметь гарантии возвратности своих средств.

 

Государству не все равно

Тема развития Арктики широко обсуждается на самом высоком уровне. Так, в начале 2015 года была создана специальная Государственная комиссия по вопросам развития региона. В июне текущего года в рамках очередного заседания, состоявшегося в Новосибирске, обсуждались меры по стимулированию применения ВИЭ и повышению энергоэффективности в Арктике.

Выступая с докладом на этом заседании, вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин заявил, что в регионе созданы все условия для реализации проектов по возобновляемой энергетике. «В условиях Арктики одним из способов снижения затрат на доставку топлива в отдаленные районы Арктической зоны и повышения их энергетической безопасности является использование возобновляемых энергоресурсов. Учитывая удаленность населенных пунктов друг от друга, особое значение приобретает автономное энергоснабжение объектов навигации с применением энергии возобновляемых источников, — отметил он. — К настоящему времени устранены основные институциональные барьеры, которые препятствовали до сих пор развитию возобновляемой энергетики в регионе».

«В связи с высоким транспортным плечом, повышенными издержками и расходами стоимость топлива удаленных регионов Арктической зоны удваивается, а то и утраивается по сравнению с ценами производителей. Просто на ветер пускаются огромные бюджетные средства», — подчеркнул Рогозин, слова которого приводятся на сайте комиссии.

По данным вице-премьера, в настоящий момент энергетика Арктического региона построена в основном на использовании ГСМ, которые потребляются дизель-электрическими станциями. При этом для нужд теплоснабжения используются уголь, мазут и древесина, что отрицательно сказывается на экологии. По словам Рогозина, значительная доля энергоносителей завозится из других регионов.

Ежегодно в рамках северного завоза в арктические районы доставляется 6—8 млн т ГСМ и до 20—25 млн т угля.

Рогозин призвал организовать взаимодействие с арктическими территориями, с тем чтобы выбрать перспективные площадки для развития возобновляемой энергетики и внедрения новейших технологий в этой области. Кроме того, по его мнению, необходимо отработать на уровне субъектов подходы к разработке региональных схем размещения объектов малой энергетики в Арктической зоне.

Обнадежил инвесторов и заместитель Председателя правительства России Аркадий Дворкович. Еще осенью прошлого года на международном форуме «Био-Киров-2015» он заявил, что регионы, где кроме нефтегазовых ресурсов активно используются ВИЭ, также получат государственную поддержку.

Автор: Елена Забелло

Oil & Gas Journal Russia, август 2016 [2]