Спутниковый контроль авиационных систем повысит безопасность полетов

1016509509

Развитие инновационных технологий навигационного оборудования для летательных аппаратов сегодня становится первостепенной задачей для авиации. Практика регулирования развития гражданской авиации привела к деформации интенсивности воздушных потоков: свыше 80% всех перевозок в стране привязаны к московским аэропортам. В связи с этим возрастает необходимость обеспечения безопасности полетов.

Сейчас управление полетами выполняется с помощью системы, запущенной шведскими разработчиками в 1980 году. Это означает, что за 35 лет никаких значимых изменений в обеспечении безопасности не произошло. «Аэропорты и авиакомпании самостоятельно внедряют собственные системы спутникового наблюдения за наземным обслуживанием и обеспечением прилетов-вылетов без сопряжения с «новой» системой управления воздушным движением. Как результат — катастрофы из-за отсутствия информационной координации всех служб, — пояснил исполнительный директор Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Валерий Ентальцев. — Из-за отсутствия единой информационной системы взаимодействия участников аэронавигационной системы создаются слабо контролируемые сбойные ситуации операций взлета и посадок в аэропортах, возникают несанкционированные издержки векторения движения, информационно раскоординированы аэропортовые службы». Это напрямую влияет на комплексное состояние систем управления безопасностью полетов в отрасли.

«Основное требование к навигационному оборудованию летательных аппаратов — это высокоточное, автономное, высокоскоростное определение местоположения, учитывающее не только и не столько географические координаты воздушного судна, а прежде всего направление движения самолета, его курс и тангаж (угол наклона), линейное и угловое ускорение. Причем формат представления навигационной информации должен быть тоже разный. Это и визуальное отображение на экранах МФИ, угловые координаты на авиагоризонте, цифровой формат на стрелочных указателях и табло курса и скорости, а также автоматический учет всех данных в бортовых компьютерах, управляющих пилотажно-навигационным комплексом и системой управления оружия с привязкой к цифровой карте местности. Также важны надежность и многократное резервирование всех навигационных систем, — рассказал советник первого заместителя генерального директора КРЭТ (Концерн радиоэлектронные технологии) Владимир Михеев.

Современные летательные аппараты используют информацию от нескольких спутниковых навигационных систем. Это прежде всего российская система ГЛОНАСС, американская GPS-Navstar. В последнее время получают развитие китайская система «Бэйдоу», европейская — «Галилео», индийская — IRNSS, японская — QZSS. Положительной чертой и главным достоинством спутниковой навигационной системы (СНС) являются точность и оперативность работы. К проблемным вопросам для всех СНС эксперты относят подверженность их поисковому воздействию, включая создание ложных созвездий, и, как следствие, ошибочное определение местоположения.

«Бортовое оборудование спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS занимает важное место в структуре современных бортовых комплексов самолетов и вертолетов. Оно используется не только для определения текущего местоположения и навигации по маршруту: его данные являются основой для таких систем обеспечения безопасности полета, как TAWS (система предупреждения о приближении к земле), АЗН-В (аппаратура зависимого наблюдения и вещания), систем спутникового мониторинга и других, — отметил генеральный директор компании «ТАВ» Вадим Смирнов. — Если сравнивать GPS и ГЛОНАСС, то у каждой системы есть свои достоинства и недостатки. С точки зрения эксплуатационных характеристик система ГЛОНАСС имеет более высокую эффективность при использовании в северных широтах. Бортовое оборудование спутниковой навигации, разрабатываемое российскими производителями, поддерживает оба спутниковых созвездия, а также имеет возможность работы с глобальными и локальными системами функционального дополнения».

Сейчас последние модели российской авиации оборудуются бесплатформенными инерциальными навигационными системами (БИНС). БИНС позволяет любому летательному аппарату ориентироваться в пространстве при отсутствии сигналов от наземных или космических навигационных станций, спутников, при отказе компаса и другого навигационного оборудования. Например, в Арктике, где из-за особых условий отсутствуют ориентиры и направления по приборам, БИНС просто необходим — пилот самолета или вертолета будет всегда точно знать, в каком месте находится управляемый им аппарат, где аэродром посадки, как проложить маршрут к нужным объектам. Отечественными разработчиками создано новое технологическое решение для совместного использования участниками аэронавигационной системы — спутниковый контроль авиационных систем — СКАС в GPS/GLONASS. «Она может контролировать операции на аэродроме, управление пропускной способностью аэродромов, синхронизацию движения ВС в зоне аэродромов, эксплуатационное взаимодействие (операции) пользователей воздушного пространства в рамках системы ОрВД, управление конфликтными ситуациями, информационное обслуживание, а также обладает другими возможностями, несопоставимыми с западными аналогами по цене и интегрированности к российским условиям аэронавигационной системы, — добавил Валерий Ентальцев. — Внедрение комплекса исключает возможность сбойной ситуации по операциям прилета-вылета в аэропорту.

/http://www.rg.ru/2015/09/15/kontrol.html/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru