Россия устремляется на Шпицберген.

В начале июля заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович совершил рабочую поездку на архипелаг Шпицберген и в Мурманскую область. По информации пресс-службы правительства РФ, в городе Лонгийербюене Дворкович встретился с губернатором архипелага Шпицберген (Свальбард) Оддом Ульсеном Ингерё. Обсуждались вопросы взаимодействия Российской Федерации и Королевства Норвегия в этом регионе. Речь, в частности, шла о совместных научных исследованиях в области изменения климата, добыче угля, транспортном сообщении. В расположенном на архипелаге российском городе Баренцбурге вице-премьер побывал на местной ТЭЦ, осмотрел больницу, спортзал, другие объекты социальной инфраструктуры, а также побеседовал с жителями и туристами, находившимися на архипелаге.

005Svalbard_x660

В Мурманске на атомном ледоколе «Ленин» состоялось заседание Правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген. Открывая встречу, Аркадий Дворкович, который возглавляет комиссию, отметил, что Россия будет увеличивать своё присутствие на архипелаге. «Сегодняшнее обсуждение связано со всем спектром деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген – от добычи угля до туризма и научной деятельности», – заявил вице-премьер. Участники заседания обсудили конкретные меры, направленные на обеспечение прав и интересов России, её граждан и организаций на архипелаге. Особое внимание было уделено вопросам развития туризма и российско-норвежского сотрудничества.

Кроме того, вице-премьер провёл совещание в «Газфлоте» по вопросам реализации ратифицированного в 2011 г. Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. В частности, был рассмотрен вопрос освоения трансграничных месторождений углеводородов и осуществления рыбной ловли. В ходе поездки Аркадий Дворкович осмотрел также самоподъёмную плавучую буровую установку (СПБУ) «Арктическая» «Газфлота».

SPBU-Arcticheskaya_x660

Правительственная комиссия по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген является постоянно действующим координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и российских организаций при осуществлении российского присутствия на архипелаге.

Основными задачами комиссии являются выработка единой стратегии обеспечения российского присутствия на архипелаге Шпицберген, обеспечение эффективного взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области реализации государственной политики Российской Федерации на архипелаге Шпицберген, подготовка предложений по вопросам деятельности российских организаций на архипелаге, в том числе требующим решения Президента Российской Федерации и Правительства РФ.

Справка.

Шпицберген (Свальбард) – архипелаг в Северном Ледовитом океане, состоящий из группы крупных и небольших островов. Общая площадь – 63 тыс. км2. Население – около 5 тыс. человек. Первые упоминания о нём относятся к X–XII векам и содержатся как в русских летописях, так и в скандинавских сагах. Однако, согласно концепции отечественной исторической науки, именно России принадлежит честь открытия и начала освоения островов. Современные археологические исследования подтверждают, что российские поморы в средние века вели активную хозяйственную деятельность на архипелаге, назвав его Грумантом. Но официально он был открыт в 1596 г. экспедицией голландца Виллема Баренца, давшей ему название Шпицберген (острые скалы).

Великий русский учёный М. В. Ломоносов, чей отец не раз бывал на этих островах, организовал в 1765–1766 гг. две морские научные экспедиции на Шпицберген под руководством В. Я. Чичагова. Российские купцы и промышленники вели активное освоение архипелага. Последняя русская промысловая экспедиция на Шпицберген состоялась в 1852 г.

С начала XIX в. английские, французские, немецкие и скандинавские учёные, в том числе знаменитые норвежские исследователи Фридтьоф Нансен и Роальд Амудсен, неоднократно побывали с научными экспедициями на Шпицбергене. Открытие месторождений угля стало поворотной точкой в истории архипелага, на котором в начале XX века появились британские и американские угледобывающие компании. Первая российская геологическая экспедиция была осуществлена в 1912 г. известным исследователем В. А. Русановым, открывшим на Шпицбергене несколько угольных месторождений. Для разработки угля в 1913 г. было создано товарищество «Торговый дом Грумант – А. Г. Агафелов & Co». Это помогло закрепить российское присутствие и защитить экономические интересы страны. В 1931 г. советский трест «Арктикуголь» купил у разорившейся голландской компании шахту «Баренцбург», потом предприятие приобрело ещё целый ряд участков, на которых все ещё идёт разработка угольных запасов.

Svalbard_x660

До Первой мировой войны острова считались ничейной землей. Лишь в 1920 г. в рамках Парижского договора специальным Шпицбергенским трактатом был установлен суверенитет Норвегии над архипелагом. Но по условиям соглашения всем подписавшим его странам, в том числе и России, были гарантированы равные права в отношении экономической деятельности на островах. В 1925 г. Норвегия официально объявила Шпицберген частью Норвежского королевства. В 1977 г. она установила 200-мильную рыбоохранную зону вокруг архипелага, что стало одной из причин периодических осложнений отношений между Россией и Норвежским королевством в последние годы. Проблемы, связанные с вопросами хозяйственной деятельности России на Шпицбергене и вокруг него, продолжают оставаться острейшими внешнеполитическими вопросами для РФ и Норвегии.

Российские геологи прогнозируют, что в недрах архипелага и его шельфе могут содержаться скопления углеводородов, сопоставимые по своим объёмам с Тимано-Печорской нефтегазоносной провинцией. В связи с ускорившимся процессом таяния льдов в Северном Ледовитом океане могут стать открытыми для судоходства новые морские пути, намного сокращающие путь из Европы в Азию и на западное побережье США и Канады. Если этот процесс продолжится, архипелаг может превратиться в важную перевалочную базу. В ЕС прорабатывались планы строительства на Шпицбергене или Лофотенских островах гигантского грузового терминала.

/Pro-arctic.ru/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru