Эксперт: грузопоток по Севморпути после 2030 года может вырасти до 105 млн тонн

0.743811001347390351

Грузопоток по Северному морскому пути в ближайшие десять лет продолжит расти и после 2030 года может приблизиться к совокупной мощности северных портов страны. Такой прогноз в ходе своего доклада на международной конференции «Материалы и технологии для Арктики» озвучил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по гражданскому судостроению Евгений Загородний.

«Согласно базовому сценарию до 2030 года грузопоток по Севморпути может составить до 70 млн тонн, в дальнейшем, по оценкам ряда научных центров, показатель может вырасти до 104-105 млн тонн. При этом совокупные мощности терминалов морских портов Сабетта, Чайка и других к 2028 году составит более 117 млн тонн в год», — сказал он.

Усилить ледокольный флот

Как отметил представитель ОСК, для бесперебойной работы Северного морского пути требуется усиление ледокольного флота России. Такое же мнение выразил в докладе заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Константин Анциферов.

«Особенно остро стоит проблема роста потенциала ледокольного флота. Согласно стратегии развития судостроительных отрасли в перспективе до 2035 года должна быть построена серия атомных ледоколов серии 22220. Головной ледокол проекта «Арктика», войдет в состав флота в 2019 году, следующий — «Сибирь» в 2020, и, соответственно, «Урал» — в 2021 году. Они должны решить задачу круглогодичной навигации западной части арктического бассейна», — сказал Анциферов.

Он отметил, что для успешного освоения Арктики необходимо бороться с зависимостью российских компаний от поставок техники зарубежного производства. Прежде всего речь идет о транспортных судах для перевозки сжиженного природного газа.

«Крупной проблемой в развитии транспортной инфраструктуры является зависимость от зарубежных производителей танкеров для транспортировки сжиженного природного газа. В ближайшей перспективе необходим в этой области технологический прорыв», — уточнил Анциферов.

Новые материалы для Арктики

Строительство новых судов для использования в Арктике требует, по словам экспертов, работы ученых-материаловедов над новыми сверхпрочными и морозостойкими материалами. А также ставит задачу перед металлургическими предприятиями по промышленному внедрению инноваций.

«Выполнение поставленных перед судостроением России задач обеспечивает также загрузку металлургических заводов, поставку судостроительной стали в объемах до 200 тыс. тонн в год, при этом должна резко вырасти долевая часть поставок наиболее хладостойких сталей, отвечающих особым требованиям российского морского арктического судоходства. При этом также возрастает доля сварочных материалов повышенной хладостойкости», — отметил Анциферов.

Новые особо стойкие материалы нужны не только для отечественного северного судостроения, но также для других отраслей северной экономики. Так, возрастает потребность в новых сплавах для строительства трубопроводов. Гендиректор ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» (входит в Курчатовский институт) Алексей Орыщенко представил на конференции уникальные сплавы, которые были разработаны в институте и уже находят применение.

«Мы можем трубы любого диаметра изготавливать из этой стали. Увеличился ресурс [использования трубопровода]. Те газопроводы и нефтепроводы, которые изготовлены из старых материалов [работают] пять-шесть лет. Мы сегодня заложили ресурс этих сталей до 25 и с увеличением до 50 лет, мы получаем самую большую надежность в мире», — отметил он, говоря о новых видах стали.

Топливо для Арктики

В то же время эксперты отмечают, что с развитием Северного морского пути может серьезно измениться номенклатура перевозимых грузов. Сейчас основную часть грузов по Севморпути составляет северный завоз, который обеспечивает жителей Арктики топливом и продуктами.

Президент Национального исследовательского центра (НИЦ) «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук отметил, что исследования в области атомной энергетики и генерирования биотоплива позволят в ближайшие десятилетия сократить зависимость Северных регионов от завоза топлива в преддверии зимнего периода.

«[Существуют] новые технологии получения биотоплива из водорослей. Вы можете выращивать [в северных регионах] водоросли и перерабатывать их в биодизель, фактически это может привести к тому что, мы можем прекратить Северные завоз [топлива]», — сказал Ковальчук.

По его словам, технология производства биодизеля из водорослей активно развивается сотрудниками института, специализирующимися на вопросах биоэнергетики. На вопрос о том, когда данная технология может уменьшить зависимость арктических регионов от завоза топлива или хотя бы сократить объем поставок, Ковальчук ответил, что это процесс ближайшего десятилетия.

Международная конференция «Материалы и технологии для Арктики» проходит в Константиновском дворце Петербурга с 13 по 14 декабря 2017 года. В ней принимают участие ведущие специалисты в области материаловедения, судостроения и энергетики.

/tass.ru/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru