Более 20 иностранных исследователей участвуют в работе «Ледовой школы» ДВФУ в Приморье

AVD41213

 

Молодые исследователи Арктики со всего мира принимают участие в работе «Ледовой школы» (Ice Mechanics), которая открылась в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Им предстоит исследовать свойства льда и его воздействие на различные инженерные сооружения, а полученные результаты могут быть использованы при реализации арктических проектов, сообщил ТАСС директор Инженерной школы ДВФУ Александр Беккер.

«В нынешнем году в «Ледовой школе» 21 иностранный участник из Китая, Южной Кореи, Великобритании, Норвегии, Японии. Можно сказать, что сейчас к ней преобладает интерес иностранцев… Всего будет 30-32 участника, которые разделятся на 6 бригад, чтобы успеть четко по заданному графику пройти все испытания в лаборатории и на ледяном покрове», — сказал Беккер, уточнив, что «Ледовая школа» будет работать до 25 февраля.

Теория и практика

В первые несколько дней молодых ученых ждет курс лекций ведущих преподавателей Инженерной школы и приглашенных спикеров. Во время теоретического курса участники узнают о классификации, физике и свойствах морского льда, его воздействии на морские инженерные сооружения (платформы, трубопроводы, суда) и об особенностях обустройства месторождений по добыче нефти и газа на шельфе.

На четвертый день начнутся практические занятия. Слушатели выйдут на лед бухты Новик, где организован испытательный полигон, и будут в естественных условиях изучать свойства, структуру и неоднородность ледяного покрова, проведут эксперименты на твердость и ломкость. Впервые участники семинара испытают лед на анизотропность (способность кристалла проявлять различные свойства в разных направлениях) и трехосное сжатие. Более детально прочность и химический состав отобранных образцов проанализируют в университетских лабораториях.

Две цели Ice Mechanics

По словам Беккера, «Ледовая школа» преследует две цели: образовательную и исследовательскую.

«В первую очередь мы обучаем, и здесь надо сказать, что как раз иностранцы едут к нам для обучения. У нас в прошлом году были профессора, которые хотели изучить лед. К нам едут люди, у которых есть потребность, в том числе производственная, научный интерес в его изучении, они едут посмотреть и руками поделать эксперименты, чтобы лучше понимать свойства льда», — сказал Беккер.

Кроме того, во время семинара специалисты, в частности, моделируют процессы разрушения льда, изучают, остановится ли движущийся лед, разрушится или разрушит сооружение, с которым столкнулся. Такие исследования помогают в дальнейшем проектировать различные инженерные сооружения.

Еще одно направление исследований — изучение неоднородности льда. И в этом случае, по словам Беккера, «Ледовая школа» позволяет провести эксперименты по специальному, достаточно сложному методу.

«Свойства льда существенно зависят от температуры: утром одна температура, вечером — другая, и при испытаниях льда необходимо делать это одновременно на большом пространстве. У нас специальный экспресс-метод, для которого нужно много бригад, которые практически одновременно это делают, и «Ледовая школа» позволяет осуществить такую схему», — сказал Беккер.

Быстрый результат и накопительный эффект

«Результаты, полученные по образовательному направлению Инженерной школы, обрабатываются в лабораториях сразу, у каждого участника свое задание, которое он должен выполнить, чтобы получить сертификат. Результаты, которые мы получаем во время экспериментов, добавляются в большую накопительную базу, например, исследования неоднородности льда мы ведем в общей сложности уже около 15 лет», — сказал глава Инженерной школы ДВФУ.

Полученные знания в дальнейшем могут помочь разработать и проверить математические модели, рассчитывать инженерные сооружения. Кроме того, на основании полученных данных специалисты намерены внести рекомендации в нормативные документы по снижению ледовой нагрузки для инженерных сооружений. Результаты исследований регулярно публикуются, в том числе в международных изданиях.

«У нас есть вот такой пример: на одной из трех построенных в Приморье платформ для Сахалина, «Беркут», были реализованы наши исследования, основание платформы и опоры были выполнены на основании наших рекомендаций, выработанных на основании экспериментов здесь, во Владивостоке, в нашей ледовой лаборатории. Исследования велись около 10 лет, внедрение произошло в 2012 году, когда была установлена платформа. Мы продолжаем эти исследования, но результат уже имеет инновационный характер, и мы можем предлагать его сейчас для Арктики, для «Роснефти», это конкретное достижение», — сказал Беккер.

«Ледовая школа»

«Ледовая школа» — часть проекта «Арктика», который реализуется в рамках программы повышения конкурентоспособности ДВФУ по Проекту 5-100. По этому проекту в 2015 году в ДВФУ начал работу целый ряд лабораторий — ледовая, новых материалов, подводной робототехники, Центр по разработке и конструированию морской техники, Центр по исследованию и конструированию инженерных сооружений для обустройства месторождений в Арктике, а также проектно-конструкторское бюро, которое уже привлечено к работам по арктическим проектам «Роснефти». В 2016 году в университете появились дополнительные подразделения: Российско-китайский полярный инжиниринговый научный центр и Российско-австралийский научный центр Арктики и Антарктики.

«Ледовые школы» проходят в ДВФУ с зимы 2014 года. Амурский залив выбран для подготовки, поскольку в это время года вблизи Владивостока можно встретить основные виды морского льда, которые есть и в арктических водах: это и прочные белые ледовые поля, и образующий торосы серо-белый лед, и молодой серый лед.

/tass.ru/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru