Госдуму прибило к шельфу.

«Коммерсантъ», Вадим Вислогузов. Имущество Штокмана избавлено от налога. Госдума приняла вчера в первом чтении законопроект, освобождающий от налога на имущество организации, разрабатывающие газовые месторождения на арктическом шельфе России. Изначально льгота предназначалась «Газпрому», планирующему осваивать Штокмановское месторождение газа. Однако вчера депутаты пообещали ко второму чтению документа обсудить возможность распространения этой, а также, возможно, и иных льгот и на нефтяные шельфовые проекты.

Законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и иные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по развитию газодобычи на континентальном шельфе РФ» был внесён в Госдуму группой депутатов-единороссов еще полтора года назад, но завис в ней, также как и сам Штокмановский проект, реализация которого отложена на неопределённый срок из-за слишком высоких затрат. Напомним, акционерами Shtokman Development AG были «Газпром» (51%), французская Total (25%) и норвежская Statoil (24%), однако последняя в сентябре 2012 г. вышла из проекта, продав свой пакет российскому монополисту. В конце октября президент Владимир Путин пообещал, что решения по Штокману будут приняты «в ближайшее время» и что строительные работы по проекту начнутся в 2017 г.

В этих условиях Госдума разморозила «штокмановский» законопроект, который вчера был принят в первом чтении. Представивший его палате глава бюджетного комитета Андрей Макаров заявил, что предложенный текст – это «первая попытка комплексного подхода» к проблеме стимулирования разработки высокозатратных шельфовых месторождений. Основная и «очень длительная» работа над документом произойдёт при втором чтении проекта, пообещал депутат.

Пока основные новации проекта – это освобождение от налога на имущество организаций «в отношении объектов, расположенных на континентальном шельфе в области арктических морей». Также уточняется правовой статус искусственных островов (надводной части гидротехнических сооружений), установок и сооружений на шельфе, расширяется перечень судов, имеющих право хождения под российским флагом (это должно сохранить юрисдикцию РФ на морские платформы и плавучие буровые установки, которые конструктивно являются судами), упрощается порядок пересечения госграницы участниками шельфовых проектов и даже отменяется санэпидемнадзор в отношении продуктов, растений и животных, ввозимых в соответствующие районы.

По всем этим пунктам профильные комитеты палаты при втором чтении намерены поспорить. Бюджетный комитет своим заключением на документ пообещал обсудить возможность предоставления участникам шельфовых проектов и других льгот (в самой Shtokman Development «Ъ» ранее заявляли о желании получить освобождение от пошлины на экспорт газа, Минэнерго разработало систему «шельфовых» льгот по НДПИ). Комитет по природным ресурсам насторожило появление возможности передачи имущественных прав на искусственные острова, установки и сооружения, создаваемые в том числе и с участием иностранных компаний, неограниченному кругу лиц. Комитет по охране здоровья усомнился в целесообразности отмены санитарного надзора на шельфе. Правительство поддержало законопроект, отметив в нем целый ряд логических нестыковок. В частности, Белый дом напомнил, что региональный имущественный налог «Газпром» уплачивает в бюджеты субъектов РФ по месту фактического нахождения имущества. Однако континентальный шельф РФ не относится ни к одному из регионов, так что применить льготу в предложенном виде будет невозможно.

В ответ на вопросы коллег: «А почему льготы только по газу?» – Андрей Макаров сообщил, что комитет при втором чтении готов рассматривать поправки и в отношении нефтяных шельфовых проектов. Отметим, что конечный вид закона будет во многом зависеть от развязки правительственной дискуссии по шельфу (совещание у премьера Дмитрия Медведева по этой теме запланировано на 18 декабря). На нём, в частности, будет обсуждена тема допуска частных компаний к шельфу (сейчас там могут работать только государственные «Газпром» и «Роснефть»).



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru