«Золотые долота» для российских скважин

На прошедшей в Москве 24 мая 2013 г. X юбилейной международной конференции RPI «Освоение шельфа России и СНГ» директор бизнес-направления «Исследования и консалтинг компании RPI Максим Матук отметил, что в рамках текущего этапа развития добычи на шельфе России и стран СНГ перед нефтегазовой промышленностью и государственными властями в данном сегменте экономики встаёт целый ряд задач. «Прежде всего, хотелось бы отметить необходимость привлечения значительного объёма инвестиций для разведки и освоения морских месторождений. Кроме того, возникает задача обеспечения шельфовых проектов техническими и технологическими решениями. Неразвитость объектов существующей инфраструктуры в северных и дальневосточном регионах является также одной из ключевых проблем. Мы хотели бы также отметить слабость государственной координации различных отраслей промышленности, связанных с развитием добычи на шельфе. Острыми проблемами являются обеспечение морских проектов специалистами и квалифицированным рабочим персоналом, а также недостатки российского законодательства, касающиеся ограничения числа недропользователей, допущенных к разработке шельфовых месторождений», – отметил Матук. Одним из главных инструментов развития морской нефтегазодобычи в России специалисты RPI считают введение льгот или налоговых каникул для компаний, которые работают на шельфе страны. Не только для добывающих, но и для тех предприятий, которые создают инфраструктурные объекты в рамках подобных проектов. Кроме того, при освоении морских запасов углеводородов в современных условиях, по мнению RPI, не обойтись без государственного финансирования или выделения госкредитов недропользователям, разрабатывающим шельф страны.

25_Yamal_x660

В ходе конференции проректор по международной работе, научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий Российского государственного университета им. И. М. Губкина Анатолий Золотухин отметил: «Перспективы освоения арктических ресурсов – сложный вопрос. Почему Арктика так привлекательна? Ведь в Саудовской Аравии сосредоточены колоссальные ресурсы? Но там они давно найдены и оценены. В терминологии геологического моделирования там нет того самого «хвоста неопределённости», так привлекающего компании. Так вот в российской части Арктики «хвост» огромный. Согласно прогнозной оценке академика Алексея Конторовича, 264 млрд т н. э. традиционных запасов нефти, сосредоточены в морях и океанах планеты, из них порядка 58% в Северном Ледовитом океане».

Учёные, политики и экологи спорят в настоящее время о мере реального влияния человеческой деятельности на климат планеты. Существуют самые разные оценки. Но таяние арктических льдов ни у кого не вызывает сомнений. По данным исследователей, за последние три десятка лет покров льда в Северном Ледовитом океане в летний период стал меньше более чем на 20%. Ледовая кромка по крайним показателям за август – самый тёплый месяц – за последние 5–7 лет удалилась от берега на 700–800 км. Учёные считают, что на планете идёт циклический процесс климатических изменений, и за периодом временного потепления через 50–70 лет с высокой долей вероятности последует новый период похолодания. По словам Анатолия Золотухина, у нас есть чуть больше полувека, чтобы реализовать так называемое «окно возможностей» для развития нефтегазовой промышленности в Арктике и транспортировки по Северному морскому пути.

«Какие средства необходимо вложить в развитие морской нефтегазодобычи? По нашим оценкам, за 40 лет 1 трлн долларов США, примерно по 25 млрд в год. И лучше сделать так, чтобы Россия вообще не вкладывала финансовые средства в освоение шельфа. Это должны делать недропользователи, а им для этого нужны соответствующие стабильные законодательные и налоговые условия. Для реализации государственных программ по геологоразведке на арктическом шельфе также потребуется принятие мер для привлечения зарубежных инвестиций, технологий, опыта и компетенций. Необходимо налоговое стимулирование российских компаний через переход на налог на прибыль, а не на доход, чтобы высвободить средства для реинвестирования в производство», – отметил проректор по международной работе, научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий Российского государственного университета им. И. М. Губкина.

Но если мы не начнём интенсивно осваивать арктический шельф сегодня, в перспективе Российская Федерация может остаться с огромными ресурсами, которые не будут востребованы на внешних рынках. «Штокмановское месторождение – бриллиант в российской части Арктики, но его газ сегодня никому не нужен, а ещё 5–6 лет назад у нас была прекрасная возможность поставлять его в США. Мы «прохлопали» этот проект. Изменились рынки, Соединённые Штаты начали разрабатывать сланцевый газ и сегодня планируют поставлять его в ближайшие годы на рынки АТР. Скоро дело дойдёт до столь же масштабного освоения сланцевой нефти. За счёт избыточных поставок углеводородного сырья на рынки, растёт конкуренция, цены падают, Соединённые Штаты диктуют ситуацию… В этих условиях, впервые за всю историю отечественного ТЭК, мы становимся неконкурентоспособны. Высокие затраты российской налоговой системы и производственные издержки ограничивают конкурентоспособность российских энергоресурсов на внешних рынках. Если у нас в проектных документах заложено 240 млн долларов на разведочную скважину, вероятно, мы будем бурить её «золотыми долотами». Самая дорогая в мире морская скважина была пробурена на месторождении Восточный Кашаган в Казахстане – 120 млн долларов – и партнёры по проекту долго думали бурить её или нет. Вероятно, те, кто раньше у нас закатывал деньги в асфальт, решил сегодня их спрятать под воду», – отметил Золотухин.

Prirazlomnaya_x660

Согласно существующим оценкам экспертов, рентабельными, привлекательными для инвестиций и подлежащими освоению на арктических шельфах в первую очередь будут крупнейшие месторождения нефти с запасами порядка 300 млн т, которые располагаются вблизи береговых зон или островов, вблизи трассы Северного морского пути или локальных морских транспортных коридоров, а также на других участках шельфа, наиболее доступных для освоения при прочих равных условиях. Согласно расчётам Deloitte, с учётом прямых затрат (капитальных и операционных) стоимость привлекаемого капитала, а также налогов (без расходов на транспортировку) на добычу 1 барреля н. э. по Баренцеву морю составит около 118 долларов США, по Карскому – 103.

Однако, по словам министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского, благодаря введению экономических стимулов для арктических месторождений проекты на шельфе станут окупаемыми, несмотря на тяжелейшие условия их реализации, высокие геологические риски и колоссальные инфраструктурные затраты. По мнению специалистов Deutsche Bank, с которым солидарны эксперты компании Ernst & Young, если оценить условия налогообложения в целом, то Россия, благодаря введению льгот и возможности привлечения государственного финансирования будет даже несколько опережать другие приарктические государства по степени привлекательности реализации проектов в Арктике. Наиболее перспективными в плане открытия новых крупных месторождений являются арктические регионы РФ и США. Уровень затрат будет высоким в каждой из приарктических стран, но, в Российской Федерации он будет ниже. «В целом можно отметить, что привлекательнее всего с точки зрения использования возможностей для освоения арктических регионов выглядит Россия, незначительно опережая Норвегию и США», – отмечают в Ernst & Young.

Многие эксперты высказываются не за «скоростное», а за поэтапное освоение недр российской Арктики, ввиду высокой капиталоёмкости подобных проектов и сохраняющегося отставания от северных соседей по технологическому обеспечению добычи сырья в труднодоступных регионах. Однако в настоящее время существует огромный риск в «замораживании» арктических проектов, так как велика вероятность, что уже через 20–30 лет развитие иных источников энергии достигнет такого уровня, что освоение углеводородных ресурсов в таких тяжёлых условиях больше не будет востребовано. По мнению президента Российского геологического общества Виктора Орлова, для России северный шельф в большей степени будет интересен не только с точки зрения компенсации выбывающих ресурсов суши, но и с точки зрения создания инфраструктуры Северного морского пути, жизнеобеспечения Севера, а также развития новейших техники и технологий. По его мнению, в стране необходимо создать полноценные подотрасли морской добычи и транспортировки нефти и газа, а также развивать все смежные отрасли, способствующие этому.

/Pro-arctic.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru