Арктика нерентабельна? Рост добычи сланцевой нефти в США делает разработку арктических проектов бесперспективной.

Arc-00002345_x220Представители компаний, эксперты и журналисты ведущих мировых СМИ обсуждают дальнейшие перспективы освоения углеводородного потенциала Крайнего Севера. Новые прогнозы падения цен на нефть до 60 долларов за баррель оставляют «за бортом» реализацию новых арктических проектов. Благодаря разработке сланцевых залежей нефтедобыча на одном из американских месторождений Баккен превысила 1 млн баррелей в сутки и, согласно прогнозам, благодаря развитию инфраструктурных проектов сможет выйти на уровень в 2 млн баррелей в сутки. Тогда как, например, на всём континентальном шельфе Норвегии, по данным BarentsObserver, добывается порядка 1,5 млн баррелей в сутки.

По мере исчерпания запасов на основных североморских месторождениях основные перспективы развития норвежской нефтегазовой промышленности связывались с разработкой углеводородного потенциала на севере страны: месторождений в Норвежском и Баренцевом море. Согласно оценке DNB Bank, уровень безубыточности освоения баренцевоморского месторождения Голиат, на котором итальянская компания Eni после многочисленных задержек собирается начать добычу в 2015 г., составляет 95 долларов за баррель. Этот арктический проект не сможет конкурировать со сланцевыми залежами Баккена, поскольку для них этот показатель составляет около 60 долларов за баррель.

Отсутствие новых проектов – не лучшие времена для норвежских нефтяников. Глава компании North Energy Йохан-Петтер Барлинхауг считает, что цены на нефть могут быть на низком уровне в течение длительного времени, что обусловлено рядом факторов: ростом добычи в США, замедлением роста мировой экономики и развитием альтернативной энергетики. «Помимо низких цен на нефть, на настроениях компаний отражаются высокие затраты и отсутствие экспортной инфраструктуры. К тому же в Баренцевом море безаварийная работа входит в число главных приоритетов. Поэтому нам следует быть терпеливыми и не спешить с развитием этой части шельфа. В этом регионе пока нет технологий и инфраструктуры, не разработаны эксплуатационные инструкции и экономическая концепция», – считает Барлинхауг.

Ему вторит норвежский судовладелец Фред Олсен, отмечая в своём комментарии Reuters: «Торопиться не стоит. На рынке сейчас очень много сырья. В любом случае арктическая нефть будет самой дорогой в мире».

Высокие издержки сказываются и на реализации газовых проектов в Арктике. Строительство СПГ-танкера ледового класса в настоящее время оценивается приблизительно в 100 млн долларов, или на 50% дороже чем сооружение обычного танкера для перевозки сжиженного природного газа. Кроме того, реализация российских проектов в Арктике серьёзно затруднена санкциями. По словам Петера Евенсена, главы канадской Teekay LNG Partners, главная проблема связана с привлечением финансирования. В июле Teekay и China LNG получили заказ на строительство шести СПГ-танкеров для «Ямал СПГ». «Большой вопрос для «Ямал СПГ» и таких как мы поставщиков: сможем ли мы получить финансы», – приводит слова Евенсена Reuters. Как он утверждает, западные банки отказываются выделять средства на этот проект и Teekay приходится рассчитывать лишь на российские и китайские инвестиции в «Ямал СПГ».

/PRO-ARCTIC/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru