Как арктический СПГ может помешать “Газпрому” в Европе
Производство сжиженного природного газа в российской Арктике можно поднять до 140-150 млн тонн в год. Об этом говорится в письме ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, которое он направил президенту Владимиру Путину
В принципе, это заявка на мировое лидерство. Однако руководство “Газпрома”, проанализировав идеи петербургского ученого, нашло в них риски для доходов государства и поставок газа в России и на экспорт.
В частности, Литвиненко предложил закрепить на территории Ямала-Гыдана и прилегающей к суше части шельфа Карского моря все участки недр федерального значения в качестве ресурсной базы российского СПГ-сегмента.
На это “Газпром”, как сообщил “Интерфаксу” знакомый с ситуацией источник, ответил, что его лицензии в этом регионе нужны ему для исполнения баланса газа по Единой системе газоснабжения (ЕСГ) – компенсации падения добычи старых месторождений Надым-Пур-Тазовского региона.
“Разработка месторождений полуострова Ямал компенсирует естественное падение добычи в традиционных регионах добычи. Доля добычи газа на полуострове составит 26% в 2025 году и 49% в 2035 году от общей добычи “Газпрома” в зоне ЕСГ. Использование месторождений в качестве ресурсной базы для производства СПГ приведет к дефициту баланса газа по ЕСГ и не позволит обеспечить энергобезопасность при поставках газа потребителям”, – написал зампред “Газпрома” Виталий Маркелов в отзыве на письмо ученого.
Вместо этого в “Газпроме” предлагают проведение геологоразведочных работ и, при выявлении благоприятных перспектив газоносности, технико-экономической оценки для принятия решения об отнесении новых разведанных неразрабатываемых запасов и потенциальных ресурсов газа в их пределах к ресурсной базе российского СПГ сегмента, приводит собеседник агентства тезисы руководства “Газпрома”.
В этой связи в “Газпроме” полагают “рациональной разработку целевой программы проведения геологоразведочных работ с синхронизацией и привязкой к перспективным направлениям развития СПГ сегмента”.
В “Газпроме” подсчитали, что из 7,6 млн тонн продукции “Ямал СПГ” в 2018 году 4,9 млн тонн пошло на европейский рынок. А из этого объема примерно 80% (3,9 млн тонн) попало в такие страны как Бельгия, Франция, Нидерланды, Великобритания, куда традиционно осуществляются поставки трубопроводного газа “Газпрома”.
Согласно оценкам “Газпрома”, в результате бюджет РФ недополучал около 30 млрд рублей из-за вытеснения ямальским СПГ объема российского трубопроводного газа ввиду освобождения проекта от НДПИ и экспортной пошлины.
“Это сопоставимо с затратами “Газпрома” на газификацию регионов страны – 29,45 млрд рублей в 2017 году”, – напомнил собеседник “Интерфакса”. В 2018 году, по данным газовой монополии, бюджет РФ получал в виде НДПИ и экспортной пошлины с экспортных потоков “Газпрома” свыше 5 тыс рублей за тысячу кубометров.
После выхода завода “Ямал СПГ” на полную мощность в “Газпроме” констатируют дальнейший рост поставок ямальского СПГ в Европу: “В феврале 2019 года”Ямал СПГ” стал крупнейшим источником поставок СПГ в Европу (в указанный регион был направлен весь произведенный на заводе СПГ), а экспорт газа “Газпрома” в этом же месяце, напротив, снизился на 13% по сравнению с февралем 2018 года”.
“СПГ не будет являться премиальным продуктом в случае его прямых регулярных поставок на рынки Европы, а будет являться, по сути, иной формой доставки газа, отличной от трубопроводного транспорта”, – заявляют в “Газпроме”. При этом в концерне заверяют, что “Газпром” способен удовлетворить за счет собственных ресурсов и уже существующей транспортной инфраструктуры весь дополнительный спрос на европейском рынке.
Изначально целью проектов СПГ в России была диверсификация внешних рынков сбыта российского газа, создание дополнительных экспортных направлений, в первую очередь в страны АТР, за счет применения на тот момент новой технологии. Весь СПГ с проекта “Сахалин-2” направлялся и направляется в страны АТР, куда российский трубопроводный газ не поставлялся, что исключало конкуренцию между российскими трубопроводным газом и СПГ на внешних рынках.
Виталий Маркелов также напомнил об озвученном президентом Владимиром Путиным принципе: “Работа должна быть выстроена так, чтобы проекты СПГ никак не конкурировали с нашим же трубопроводным газом. Напротив, необходимо создать условия для сбалансированного, взаимодополняющего друг друга направления, чтобы в целом получить максимальную отдачу”.
Зампред «Газпрома» также усомнился в компетенциях, за счет которых предлагается масштабировать производство СПГ на Ямале и Гыдане почти в десять раз. При реализации проекта “Ямал СПГ” “была оказана беспрецедентная по масштабам государственная поддержка, в том числе финансовая.
«А на новом проекте “Арктик СПГ 2” планируется использование неапробированной технологии строительства заводов СПГ на гравитационных основаниях, данный тезис выглядит, как минимум, преждевременным», – заявил Маркелов.
Развитие СПГ-проектов в России, по мнению Маркелова, необходимо, но оно не должно снижать эффективность функционирования действующих и строящихся трубопроводных мощностей. Комплексный государственный подход к развитию СПГ бизнеса должен быть направлен на формирование механизма поставок дополнительных объемов российского газа на новые рынки и сегменты (в частности, бункеровка), куда его поставка трубопроводным транспортом невозможна или экономически нецелесообразна, отмечает автор письма.
Маркелов предложил “активизировать работу по анализу поставок российского трубопроводного и сжиженного природного газа на экспорт”. У правительства и Минэнерго уже есть весть инструментарий для этого в виде постановления правительства РФ от 9 августа 2014 г. №785 “Об утверждении правил предоставления информации об экспорте газа”.
При проведении этой работы “Газпром” считает необходимым “организовать постоянный мониторинг поставок СПГ с проекта “Ямал СПГ” с привлечением Минфина России, с целью анализа выпадающих доходов федерального бюджета от направления российского СПГ на зарубежные рынки присутствия российского трубопроводного газа”.
“Указанная ситуация является наглядным свидетельством выпадения доходов федерального бюджета от экспорта газа и порождает вопрос обоснованности льготного режима экспорта российского газа в сжиженном виде”, – призывает Маркелов. Продажа газа на экспорт с использованием магистральных газопроводов по сравнению с СПГ позволяет обеспечить существенно большую бюджетную и народнохозяйственную эффективность в связи с тем, что СПГ в отличие от трубопроводного газа освобождается от экспортной пошлины (величина которой составляет 30% от таможенной стоимости), отмечают в “Газпроме”.