«Мы работаем не с проблемами, мы работаем с решениями».

Мурманское информационное агентство «Би-порт», 28 Марта 2014 г.

34_2_x220В марте 2014 г. мурманское отделение международной экологической организации «Беллона» празднует своё 20-летие. Принять участие в торжествах по случаю юбилея и поздравить своих коллег съехались представители почти всех отделений «Беллона» во главе с президентом международного объединения Фредериком Хауге, который впервые привёз в Мурманск электрокар Тесла, чем вызвал несказанный интерес мурманчан и сделал празднование юбилея более ярким.

В Норвегии, кажется, каждый знает, кто такой глава «Беллоны» Фредерик Хауге, личность яркая, незаурядная и очень харизматичная. «Герой окружающей среды», как назвал его журнал TIME в 2007 г.

Подводя итоги более чем 20-летней деятельности, Фредерик ответил на вопросы Мурманского информационного агентства «Би-порт».

– Основным направлением деятельности «Беллона-Мурманск» была и остаётся проблема ядерной и радиационной безопасности на Кольском полуострове. Что Вы считаете самым большим и серьёзным достижением за всё время работы «Беллоны» на территории Мурманской области, начиная с первого доклада в 1994 г. об источниках радиоактивного загрязнения в Мурманской и Архангельской областях, до настоящего момента?

– Мы работаем уже более 20 лет. Изначально мы начинали, не имея офиса в Мурманске, и имели весьма поверхностное представление о ситуации в Мурманской области. И, конечно, этот доклад положил начало большому международному сотрудничеству, в результате которого было построено надёжное и безопасное хранилище для отсеков отработавших свой срок атомных подводных лодок в Сайда-губе. Люди стали задумываться и говорить об этом. Но мы всё ещё далеки от окончательного решения вопроса, а, следовательно, нам есть над чем работать.

В то же время мы начали работу по плавтехбазе «Лепсе». И полтора года назад меня пригласили принять участие в церемонии прощания и проводов «Лепсе» «в последний путь» на судоремонтный завод «Нерпа». И хотя проект ещё не завершён, но риски для населения Мурманской области резко минимизированы. И это очень вдохновляет. Мы небольшая организация, но мы умеем добиваться результатов. При этом очень важно оставаться реалистами и основывать свою деятельность на фактах, ведь экологические движения очень часто воспринимаются глазами общественности как некие мечтатели.

– В условиях, когда экономические интересы часто преобладают над всеми остальными, есть ли место экологии?

– Конечно. В долгосрочной перспективе развитая экономика предполагает хорошую экологию. Вы знаете, что мы привезли электрокар Тесла, проделав путь от Киркенеса до Мурманска, потратив только 20 норвежских крон, что очевидно гораздо дешевле и экологичнее бензина. В настоящее время Тесла планирует расширение производства безопасных для окружающей среды автомобилей, соответственно, это удвоит глобальное потребление аккумуляторных батарей. Я уверен, что производители комплектующих для экологически чистых автомобилей будут вынуждены сократить свои выбросы в окружающую среду, так как только таким образом смогут получить новых потребителей и заказчиков.

«Беллона» постоянно находится в поиске новых решений экологических проблем. И в настоящее время мы занялись очень интересным проектом в Норвегии по выращиванию морских водорослей и мидий около рыбных ферм. Дело в том, что водоросли, морская капуста и мидии богаты энергией, которую можно использовать для производства биоэтанола или бензина. Очень важно, что «Беллона» фокусирует свое внимание не только на проблемах, мы всегда в поиске ответов и решений. Кричать о проблеме всегда очень легко.

– «Беллона-Мурманск» является НКО. С какими сложностями приходилось сталкиваться в те годы её сотрудникам? В чём заключается самая большая сложность?

– Работа строилась непросто. Люди всегда подозрительны ко всему новому, и это можно понять. Но мы занимаемся этим не потому, что это легко, а потому что это важно, шаг за шагом продвигаясь к результату. «Беллона» воспринимается как серьёзная организация, наши доклады детализированы и проработаны, так как мы глубоко погружены в проблему радиационной безопасности и т.д. Поэтому с нами сотрудничают Росатом и правительство Мурманской области. Мы соседи с Кольским полуостровом, и единственный путь к созданию доверия – это такое развитие гражданского общества подразумевающего знания и диалог.

– Какой момент, связанный с деятельностью «Беллона», Вы никогда не забудете?

– Таких моментов было несколько. Очень важным стало участие Европейской комиссии в конференции, которая прошла на борту атомного ледокола в 1994 г., что стало началом международного сотрудничества в области ядерной и радиационной безопасности и хранения радиоактивных отходов. В результате взаимодействия удалось реализовать один из очень важных проектов касающийся «Лепсе». Для того чтобы убрать работников из заражённой области, были созданы дома-контейнеры, где сотрудники, которых я искренне считаю настоящими героями, могли бы продолжить работу по мониторингу за ситуацией с радиоактивными отходами. Также с «Лепсе» связан и один из курьёзных моментов. После конференции на борту судна состоялся ланч, где я достал счётчик Гейгера и положил на середину стола, его резкий и громкий писк очень быстро положил конец ланчу, и после этого еврокомиссар переписал свою речь, вставив туда гораздо большую сумму денег, чем планировалось изначально. Всегда приятно видеть реальный результат своей работы.

Но, пожалуй, самое важное, что я ценю – это те друзья, которые появились у меня в Мурманске.

– Ваши пожелания Беллона-Мурманск?

– За эти годы нам удалось выстроить фантастическую платформу для дальнейшей более эффективной работы. Я надеюсь, что и в будущем мы будем работать больше над решениями экологических проблем, но также останемся тем голосом, который будет их озвучивать. Также хотелось бы больше работать над образовательными программами со школами. Хочется пожелать «Беллона-Мурманск» больше самостоятельных программ и проектов по защите окружающей среды Мурманской области.

/http://www.b-port.com/guest/item/126863.html#ixzz2yLrOwE9w/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru