- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Российский СПГ-проект нанёс урон арктической природе

10 января 2018 г, Атле Столесен, The Independet Barents Observer, Норвегия

dredger-dvina-as [1]

«Ямал СПГ» – один из крупнейших промышленных проектов в истории Арктики. И его реализация имела свою цену для окружающей среды. СПГ-завод  и прилегающая инфраструктура не только занимают большие пространства уязвимой ямальской тундры, под воздействием оказалась  также Обская губа – обширная мелководная акватория между Карским морем и рекой Обью.

По информации Росморречфлота [2], в период 2014-2017 гг. в ходе дноуглубительных работ, главным образом в районе нового порта Сабетта, был перемещён беспрецедентный объём грунта – почти 70 млн т.

Только в 2016 году в этом районе работало в общей сложности 23 землеснаряда [3]. Была сформирована акватория вспомогательных и грузовых причалов, подходной канал шириной 315 метров и отметкой дна минус 15,1 метров, морской канал шириной 205 метров и отметкой дна минус 15,1 метров.

Для СПГ-проекта необходимо, чтобы Сабетта могла принимать танкеры с осадкой до 12 метров.

Участникам проекта предстоит приложить большие усилия для компенсации ущерба, нанесённого проектом в ходе строительства Обскому ареалу обитания высокоценных пород рыбы, в том числе нерестилищам осетра, сообщает агентство.

В рамках мероприятий по компенсации вреда водным биоресурсам при строительстве морского порта в 2017 году осуществлен выпуск около 215 млн. экз. пеляди и 2,6 млн. экз. сибирского осетра на общую сумму более 600 млн руб. (8,7 млн евро).

Задача оказалась не простой. Прежде, по статистике, когда в реку выпускали молодь осетра весом 1-3 грамма, выживало лишь 16 из тысячи. Сейчас ученые решили выпускать в естественную среду обитания 10-12-граммовых сеголетков с целью получить более высокий процент выживаемости.

«Новатэк» с партнёрами потратили на реализацию проекта «Ямал СПГ» 27 млрд. долл. Ключевая часть работ на инфраструктурных объектах, в том числе дноуглубления, была профинансирована российским федеральным правительством.

В декабре состоялся официальный пуск производства [4], и первые танкеры со сжиженным газом уже ушли из Сабетты. Проект будет обслуживать флот из 15 танкеров, которым предстоит вывозить арктическими морями по 16,5 млн т СПГ ежегодно.

Кроме порта Сабетта и завода «Ямал СПГ», определённую нагрузку на окружающую среду создают проект «Новый порт», расположенный далее на юг в Обской губе. Проектом, реализуемым компанией «Газпром нефть», предусматривается ежегодная отгрузка нескольких миллионов тонн нефти на новом терминале, расположенном в море в районе мыса Каменный, что на юго-западном побережье Ямала.

/thebarentsobserver.com/ [5]