Активизация ГРР в Арктике возможна, но кому она нужна?
Активизация геологоразведочных работ (ГРР) в российской Арктике возможна, но неясно, кому она нужна. Об этом заявил средствам массовой информации министр природных ресурсов и экологии России Дмитрий Кобылкин
Вице-премьер РФ Юрий Трутнев 25 июля на заседании Госкомиссия по Арктике указал Минприроды на неудовлетворительные темпы геологоразведки, а руководству Росатома – на неполную программу развития инфраструктуры Северного морского пути.
“Юрий Петрович Трутнев правильно поступает, он переживает за Арктику, за ее развитие. Он хочет, чтобы 80 млн тонн на Севморпути быстрее появились за счет ресурсной базы. Но я не понимаю, как мы должны на себя такие затраты, как государство, взять, и что мы должны сделать?”, – пояснил Кобылкин.
“Там открыто достаточно большое количество месторождений, и если бы это кому-то было интересно, компании бы туда пришли. Но на сегодняшний день в очереди у меня никто не стоит, я не вижу, чем мы можем там активизироваться”, – посетовал министр. По его словам, сейчас просьбы от компаний о предоставлении льгот на геологоразведку в Арктике не поступают, что говорит об отсутствии интереса к разработке этого региона.
Ранее Минприроды обнародовало проекта о геологоразведочных работах в Арктике до 2035 года, направленный на формирование грузовой базы Северного морского пути (СМП). Из него можно сделать вывод, что новые крупные проекты на арктическом шельфе РФ удастся запустить только лет через десять.
“Нефтегазовые компании в ближайшее десятилетие не планируют запускать уже заявленные шельфовые проекты, которые могли бы внести вклад в развитие СМП. Так, например, доразведка месторождений “Победа” и Медынское-море “Роснефти”, Ленинградского, Лудловского, Русановского и Ледового (“Газпром”), Долгинского (“Газпром нефть”) планируется на период 2025-2030 годы”, – говорится проекте Минприроды.
Следовательно, сами проекты могут быть запущены не ранее 2030-х годов. Одной из главных причин медленной разведки шельфа является недостаток морских буровых установок. Как отмечало издание «Коммерсантъ», сейчас в российской Арктике действуют только две буровые установки ООО “Газпром флот” – “Амазон” и “Арктическая”. Также для бурения привлечены установки China Oilfield Service Limited, работающие в юго-западной части Карского моря и Обской губе.
Между тем в “Газпром нефти” сообщили, что в 2016 году компания перенесла лицензионные обязательства по геологоразведке на двух наиболее труднодоступных участках – Хейсовском и Северо-Врангелевском (предполагаемый ввод – 2037 год). Но в прошлом году “Газпром нефть” перевыполнила лицензионные обязательства на последнем участке.
На четырех участках (Северо-Западном, Долгинском, Приразломном, Северо-Врангелевском) выполнена сейсмика 2D и 3D и идут работы по интерпретации полученных данных. В компании добавили, что санкции не оказали существенного влияния на проекты компании, шельф остается для нее стратегическим направлением.
В “Роснефти”, у которой 28 участков на арктическом шельфе, заявили, что решение о развитии шельфовых проектов “будет зависеть от внешней конъюнктуры рынка, а также экономических и технологических условий”.
А в “Газпроме” сообщили, что до 2030 года планируется ввод в эксплуатацию трех морских месторождений в арктической зоне – Каменномысское-море, Северо-Каменномысское и Крузенштернское. Таким образом, речь идет об активах в Обской губе или транзитных месторождениях. Юридически эти месторождения расположены во внутренних водах, а не на шельфе.