- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

«Газпром нефть шельф» профинансировала программу наблюдения за атлантическим моржом.

Научная группа Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) завершила полевой этап работ по экологическому мониторингу в зоне потенциального влияния платформы «Приразломная». Учёные обследовали побережья, островов Вайгач, Долгий Матвеев, Гуляевские Кошки, являющиеся традиционными местами лежбищ занесённого в Красную книгу атлантического моржа, а также материковый берег Печорского моря.

Morzh_x660 [1]

Кроме того, специалисты ПИНРО провели наблюдения на 9 комплексных станциях мониторинга, включая ихтиологические траления, отобрали необходимые пробы воды, донных отложений, планктона и бентоса. Подробный анализ всех данных, собранных ПИНРО на этапе полевых работ, будет представлен в мае 2015 г. в годовом экологическом отчёте. Цель мониторинга – наблюдение за состоянием окружающей среды и определение её фоновых показателей, получение достоверной и оперативной информации, отражающей современное состояние экосистемы.

Экологический мониторинг на лицензионном участке Приразломного месторождения общей площадью 744 кв. км по заказу «Газпром нефть шельфа» осуществляет компания «Фреком», специализирующаяся на оказании услуг в сфере экологической и промышленной безопасности и привлекающая к проведению исследований авторитетные профильные НИИ.

Генеральный директор «Фрекома» Валентин Минасян сообщил, что предварительные результаты исследований не выявили значимых колебаний в миграциях и распределении моржей в Печорском море после начала добычи нефти на арктическом шельфе. «Не изменилась общая численность животных в сравнении с двумя предыдущими годами наблюдений, постоянными местами залежек моржей остаются острова Долгий и Матвеев, как и до начала работы платформы. Это подтверждает отсутствие негативного воздействия проекта на окружающую среду», – сказал он.

В свою очередь генеральный директор «Газпром нефть шельфа» Геннадий Любин заявил: «Результаты экологических экспертиз, особое место среди которых занимает мониторинг атлантического моржа в Печорском море, позволяют нам получить достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Платформа «Приразломная» проектировалась с учётом особенностей региона и необходимости минимизировать воздействие человека на природу Арктики. Полученные результаты свидетельствуют, что проект справляется с этой задачей».

Приразломное нефтяное месторождение расположено в Печорском море в 60 км от берега. Извлекаемые запасы нефти превышают 70 млн т нефти. Оператором проекта является «Газпром нефть», недропользователем – ООО «Газпром нефть шельф».

Платформа «Приразломная» сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи. Толщина стен основания платформы – 3 м, скважины бурятся внутри и надёжно изолированы от окружающей среды. На платформе применяется «мокрый» способ хранения нефти, который не допускает попадания кислорода в резервуары и тем самым препятствует образованию взрывоопасной среды.

На платформе создана технологическая система, исключающая попадание в море отходов бурения и производства. Они будут закачиваться в специальную поглощающую скважину или, при необходимости, собираться в контейнеры и вывозиться на берег для последующей утилизации. Для перекачки нефти в танкеры используется комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), расположенных диагонально на противоположных бортах платформы – юго-западном и северо-восточном. Отгрузка нефти начинается только при единовременном соблюдении 30 необходимых условий. Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Водозабор осуществляется через рыбозащитные устройства типа «жалюзи».

Помимо мониторинга атлантического моржа, в 2014 г. была продолжена программа восстановления морских биоресурсов, в рамках которой в естественные водоёмы Северного рыбохозяйственного бассейна было выпущено более 30 тысяч выращенных мальков атлантического лосося. При появлении морских млекопитающих экипажи судов во время проведения маневров соблюдают меры повышенной осторожности. Для снижения шумового воздействия вертолёты, доставляющие на платформу специалистов, совершают полёты над морем на комфортной для его обитателей высоте.

/«Газпром нефть шельф»/