- PRO-ARCTIC - https://pro-arctic.ru -

Росгеология вводит в эксплуатацию уникальное буровое судно

Bavenit [1]

Росгеология начала восстановительный ремонт и работы по вводу в эксплуатацию инженерно-геологического бурового судна Бавенит. Об этом Росгеология сообщила 7 февраля 2018 г.

Бавенит был построен в 1986 г на верфи Holming OY в Финляндии по проекту П-2790. Судно имеет классификацию DYNPOS-2 и ледовый класс Arc4. Бавенит является единственным в России специализированным судном для инженерно-геологического бурения и геотехнических исследований в скважинах.

Для проведения буровых и геотехнических работ судно оснащено:

— буровой вышкой высотой 26 м и грузоподъемностью до 80 т,

— буровой шахтой размером 4,5х4,5 м,

— компенсатором вертикальных перемещений судна до 7 м,

— системой динамического позиционирования KONGSBERG SDP-21, позволяющей в автоматическом режиме удерживать судно на точке исследований или двигаться с заданными параметрами при проведении различных видов работ.

Буровое оборудование, установленное на судне Бавенит, позволяет осуществлять такие виды работ как:

— вращательное бурение двойной колонковой трубой (без обсадки) в грунтах и горных породах (буровая установка немецкой фирмы WIRTH),

— скважинный пробоотбор при помощи колонкового снаряда Christensen, вдавливаемого Wipsampler, забивного Hammer sampler и поршневых Piston пробоотборников диаметром 51 и 76 мм,

— отбор грунтовых колонок забортными техническими средствами (пробоотборниками): гравитационными поршневыми забивными трубками,

— испытание грунтов в массиве (in-sitn) статическим зондированием (зонд соответствует Евростандарту), измеряемые параметры: лобовое сопротивление боковое трение поровое давление температура.

C 1999 г Бавенит использовался в основном для работы за пределами российского шельфа. При этом модернизацию судно не проходило и было изношено.

Судно Бавенит было арендовано голландской Fugro для проведения инженерно-геологических изысканий в экономической зоне Анголы на основании контракта с компанией MAERSK Drilling.

 

В 2017 г стало известно о том, что изыскиваются средства на ремонт судна. Правительство РФ предложило перераспределить бюджетные средства, направив сэкономленные 700,7 млн руб с экологических статей на ремонт судна Бавенит.

Соответствующую субсидию в рамках реализации программы «Воспроизводство и использование природных ресурсов» предлагалось предоставить Арктическим морским инженерно-геологическим экспедициям (АМИГЭ), дочке Росгеологии. Это предложение вызвало критику со стороны комитета Госдумы РФ по экологии. Тем не менее, восстановительный ремонт судна Бавенит начались декабре 2017 г.

К окончанию модернизации судно будет 1 из самых технически оснащенных инженерно-геологических судов в мире.

Оно будет способно:

— бурить параметрические и разведочные скважины на глубину до 500 м при глубине моря до 500 м,

— выполнять бурение инженерно-геологических скважин на глубину до 400 м при глубине воды до 1100 м,

— выполнять геотехнические исследования грунтов в скважинах при глубинах до 1800 м,

— изучать забортными устройствами грунтовый разрез и его характеристики на глубину до 40 м при глубине воды до 2500 м,

— отбирать образцы донных грунтов при неограниченной глубине моря.

В настоящий момент выполняется ремонт и обновление судового, геотехнического и бурового оборудования.

Работы планируется завершить в мае 2018 г.

В осенне-летний сезон 2018 г планируются работы судна на арктическом шельфе России.

Также в настоящий момент ведутся переговоры по загрузке судна на 2019 г.

Судно сможет не только участвовать в проектах Газпрома, Роснефти, НОВАТЭКа и ЛУКОЙЛа, но и поможет решить вопросы по подтверждению местоположения внешней границы континентально шельфа РФ в Северном Ледовитом океане.

Также обсуждается возможность его привлечения к работам по инженерно-геологическому и геокриологическому картированию российского шельфа Арктики.

 

/neftegaz.ru/ [2]