Доходность арктической нефтедобычи для Норвегии остаётся под вопросом

dsc_8855_1

Споры вокруг добычи нефти в Норвегии у побережья Финмарка продолжаются. На этой неделе министр нефти и энергетики Терье Сёвикнес не смог ответить на вопрос, когда же страна будет получать чистый доход от нефтяного месторождения Голиаф.

Отвечая на вопрос депутата парламента Ларса Халтбреккена, министр сказал: «Только после прекращения добычи владельцы месторождения смогут дать окончательный ответ на вопросы о доходности добычи в целом, доходности для каждой компании-владельца и общих налоговых поступлениях, связанных с эксплуатацией месторождения нынешними и прежними владельцами».

Сёвикнес указал на оценки, сделанные компанией ENI, оператором месторождения, согласно которым доход компании будет превышать инвестиции и операционные затраты с 2022 года.

Минус 78% налога

Для государства чистый поток денежных средств выглядит иначе. Норвегия субсидирует все нефтяные компании, предоставляя возможность срезать 78% расходов на разведку, вычитая эту сумму из налога на прибыль. Это делается для удешевления и повышения привлекательности геологоразведочных работ.

Промышленная эксплуатация месторождения началась в 2015 году после затратной двухлетней отсрочки и время от времени прерывалась из-за происшествий и замечаний по вопросам безопасности со стороны надзорных органов. В сентябре добычу остановили в связи с плановым техобслуживанием, но через несколько дней после возобновления добычи Управление по безопасности в нефтегазовой промышленности Норвегии (Petroleum Safety Authority Norway, PSA) предписало прекратить её: в ходе проверки безопасности электрооборудования была обнаружена угроза возгорания, связанная с неполадками электродвигателей.

В среду норвежское деловое издание «Dagens Næringsliv» перечислило 53 происшествия на платформе «Голиаф», имевших место с 1 января 2016 года. В течение первого года эксплуатации платформа останавливалась пять раз. Последнее происшествие было в воскресенье – на пульте загорелся сигнал утечки газа, и экипаж был готов покинуть платформу на спасательных шлюпках.

Остановка добычи означает потерю дохода – для ENI и норвежского государства.

«Климатическая бомба»

Будет ли вообще когда-то месторождение приносить прибыль Норвегии, крайне сомнительно, сказал в разговоре с Barents Observer’ом депутат парламента Ларс Халтбреккен.

«Министр нефти и энергии до сих пор не отвечает на вопрос, когда государство будет зарабатывать деньги на Голиафе, – сказал он, называя месторождение не иначе как «климатической бомбой». – Мы боимся, что уклончивость Сёвикнеса связана как раз с тем, что ответ – государство никогда не начнёт зарабатывать деньги».

Халтбреккен призывает к изменениям в существующей политике налогообложения разведки нефти на континентальном шельфе: «От льготного спонсирования разведки нефти в Арктике через существующий режим налогообложения следует уходить. Сегодня основной риск берёт на себя государство».

Огромные субсидии на разведку в Баренцевом море

С учётом того, что 78% расходов покрывает государство через возврат налогов, Всемирный фонд дикой природы (WWF) подсчитал государственные расходы на продолжение разведки на арктическом континентальном шельфе к северу от материковой Норвегии.

В 2013 году пробная скважина на норвежском континентальном шельфе обходилась в среднем в 600 млн норвежских крон (68 млн евро), из которых 500 млн крон (57 млн евро) субсидировалось государством.

Если на лицензионном участке бурится пять скважин, государственная субсидия составляет 2,3 млрд крон (261 млн ерво), что означает, что общее субсидирование предстоящих буровых работ в Баренцевом море составляет 126 млрд крон (14,3 млрд евро).

В августе норвежская газета «Finansavisen» сообщала, что в период с 1980 по 2016 год нефтяные компании потратили на сейсмические съёмки и разведочное бурение в Баренцевом море 39 млрд крон (4,1 млрд евро). В 2017 году, по информации газеты, к этой сумме добавится ещё 8 млрд. крон

Климатические сдвиги

Ларса Халтбреккен говорит, что Норвегии не следует браться за новые нефтяные месторождения в арктических морях, указывая при этом на месторождение Юхан Кастберг компании «Статойл», расположенное в Баренцевом море к северу от месторождения Голиаф:

«Юхан Кастберг станет причиной огромного выброса парниковых газов, что само по себе является аргументом против освоения месторождения. Климатические изменения настолько серьёзны, что мы не можем открывать новые месторождения на норвежском шельфе. Освоение месторождения Голиаф также показывает, что разрабатывать месторождение в Баренцевом море – нечто совершенно иное в сравнении с другими районами норвежского шельфа».

В сентябре, как писал Barents Observer, «Статойл» нашёл новые решения по реализации проекта освоения месторождения Юхан Кастберг, которые предполагают инвестиции в размене 6,5 млрд евро.

/thebarentsobserver.com/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru